Замок дьявола, 1896

]]>
]]>

Le manoir du diable (1896)

В залах замка появляется летучая мышь, которая тут же превращается в Мефистофеля. Он наколдовывает волшебный котел и начинает вызывать призраков и ведьм...

Режиссер: Жорж Мельес

В ролях: Жорж Мельес, Жанна д’Альси

С этого обзора я начинаю еще один проект - и надеюсь, что он протянет достаточно долго. Условно я назвал его "Хронология ужасов": за каждый год существования жанра будет выбран один фильм, который я просмотрю и напишу на него обзор. Теоретически это будет самый выдающийся фильм ужасов, из снятых в этом году - но выбирать-то все-таки буду я, в меру своих вкусов. Правда, в комментариях к очередному обзору вы можете предлагать кандидатов, снятых в следующем году. Итак...

Этот фильм Жоржа Мельеса считается первым фильмом ужасов - во всяком случае, более ранних примеров жанра не известно. Любопытно отметить, что  "Замок дьявола" явно снимался с желанием не напугать, а удивить и насмешить. Что приводит нас к двух выводам: во-первых, комедии ужасов являются ровесниками самого жанра ужасов. А во-вторых, спор о том, "являются ли настоящими ужастиками только те фильмы, создатели которых хотели напугать" - был бессмыслен еще у колыбели жанра. 

Сам режиссер играет Мефистофеля, единственная актриса, имя которой достоверно известно - его жена, Жанна д’Альси. Премьера состоялась 24 декабря 1896 года в парижском театре «Робер Уден», принадлежавшем самому Мельесу. Снимался он в студии режиссера в Монтре: натурные съемки мэтр не жаловал.

Как и во многих других его работах, камера здесь статична, она демонстрирует происходящее так, словно экран - сцена, а зритель сидит этак в первом-втором ряду. При этом, навсем, что показано в фильме лежит отпечаток даже не театра как такового, а цирка. Вплоть до классических реприз вроде пинка, который отвешивает материализовавшийся за спиной у героя противник. Подобные шуточки и до сих пор используются клоунами, знаете ли. Другой разговор, что в фильме Мельеса они были показаны при помощи стоп-кадров, а не люков в полу. 

Лично мне вообще сложновато воспринимать немое кино, а киноязык Мельеса еще и отличается от привычного по другим, более поздним немым фильмам киноязыка... Но смотрится он довольно забавно, пара нестареющих шуток и сейчас способна заставить улыбнуться. Впрочем, вы и сами можете составить представление о первых шагах нашего любимого жанра - как-никак, продолжительность картины всего три минуты.  

И отметьте: за год до того, как Брэм Стокер опубликовал "Дракулу" - силы зла уже представали на экране в облике летучей мыши.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us