Район Тьмы: Правосудие

]]>
]]>

Dark area: Justice

Район Тьмы: Правосудие

Банда черных риэлтеров обманывала стариков и убивала их, чтобы завладеть квартирами. Пока не столкнулась с другой бандой: организацией "Народная расправа", члены которой решили, что если судебная система дала сбой, то они его исправят. Сами, лично...

Режиссер: Арсений Гончуков

В главных ролях: Юлия Ауг, Виктор Мютников

Как обычно, обсуждать эпизод этого сериала и не допустить спойлеров - задача невозможная, так что, если вы еще не смотрели серию - прочтите обзор после просмотра, пожалуйста.

Первый раз за все это время я пишу рецензию на серию едва ли не через месяц после первого просмотра - в дни, когда уже вовсю монтируется следующий эпизод. Но над этой серией пришлось подумать, причем, не над вопросами, которые она поднимает, а над тем, как и зачем это было сделано. Ну и над вопросами, которые она вызвала у зрителей, не без того...

Сразу вызывает интерес две особенности: во-первых, это уж вторая серия в сезоне, основанная на реальных событиях. Предыдущей была "Принцесса" - пожалуй, самая мистическая и неожиданная серия в сезоне, а заодно - одна из моих самых любимых. В данном случае, у нас не прсто нет никакой мистики - "Правосудие" вообще сделано в пресловутом жанре "псевдодокументального" кино - причем сделано насколько достоверно и со знанием дела, что многие зрители ловятся на удочку режиссера. В самой этой правдоподобности нет ничего удивительного - Арсений Гончуков работал в документальном кино, он представляет, как устроен этот тип рассказа. Интереснее другое: во многих отзывах зрителей мелькает утверждение, что Юлия Ауг, актриса довольно известная, своим появлением в одной из главных ролей, этот эффект разрушает. Но в серии в целом было задействовано 10 профессиональных актеров, Виктор Мютников, к примеру, снимался во многих сериалах, включая "Тайный город". Тем не менее, упоминают только ее - возможно, потому, что ей, довольно известной актрисе, досталась еще и одна из самых ярких ролей. С другой стороны, я, например, кажется, вообще не одного фильма с ней не видел, так что для меня эффект документальности сломан не был.

При этом - о чем, собственно, сам режиссер прямо говорит на сайте сериала - весьма сложной была работа над структурой серии. Нам показывают "документальные" кадры, снятые самими активистами, не менее "документальную" журналистскую передачу об этих событиях - ту, которую якобы вообще не пустили в эфир. Рассказ постоянно переключается между этими двумя частями, причем проделано это действительно виртуозно - зрителя постоянно выбивают из "зоны комфорта", не давая ему до конца сложить "картинку происходящего", но зато постоянно сталкивая с непростыми моральными вопросами. Перед нами три группы персонажей: боевики "Народной расправы", "черные риэлторы" и "потерпевшие", с которыми общаются журналисты.

Еще раз подчеркну: в рамках этих обзоров меня напрочь не интересует моральная сторона рассказанной истории, с ней зритель пусть сам разбирается. Мне интересно как эта история рассказана и зачем она рассказана именно так - тем более, что в данном случае режиссер манипулирует зрителем с исключительной профессиональностью.

Первый же титр содержит небольшую ловушку "... дело не дошло до суда" - говорят нам. Но, как уточняет следующая надпись, "Народная расправа" похитила обвиняемых еще до конца следствия - то есть, у правосудия вообще не было шанса сказать свое слово: осудили бы преступников или нет - нам уже не узнать. Впрочем, осознаешь этот нюанс не сразу, может быть, даже не при первом просмотре. Важно и то, что нам не говорят, что сделали похитители с обвиняемыми.

Первое интервью длится меньше минуты и здесь снова есть интересный манипуляторский нюанс. Тех, у кого журналисты берут интервью нам представляют как "потерпевших" - хотя, если зритель задумается, то поймет, что это родственники жертв, а не сами жертвы. Само выступление женщины продолжается меньше минуты, она успевает только рассказать о "настоящей бабушке, которая встречала ее пирожками". И тут же - переход на запись, сделанную "Народной расправой". Она длится еще меньше - примерно 30 секунд, мы успеваем увидеть только похитителей в масках и женщину - напуганную, но еще не сломленную, она говорит с явным вызовом, давит на преступников. Один из них снимает перед ней маску... Опытный зритель криминальных программ понимает - если похититель позволяет себя увидеть, то, скорее всего, жертве не жить. Интересно, что одна из помощниц его одергивает: отсюда можно предположить, что убийство первоначально не планировалось, иначе какая разница, видели "риэлторы" их лица или нет? И вся эта, насыщенная и эмоциями, и смысловыми оттенками сцена, напомню, укладывается примерно в полминуты.

Следующая врезка - снова примерно 40 секунд. Нам показывают подростка, которого журналист доводит до истерики, заставляя снова пережить гибель пробабушки. Блестяще сделанная сцена: опять-таки, при первом просмотре этого, скорее всего, не осознаешь, но весь этот фрагмент с точки зрения журналистики сделан чудовищно плохо. Во-первых, по большей части, нам крупным планом показывают глаза подростка, которому задают эмоционально давящие вопросы. А во-вторых, что дают эти вопросы в информационном плане? "Что ты почувствовала, увидев труп жестоко убитой пробабушки?" - это не вопрос криминального журналиста, ответ-то, в общем-то, очевиден. Это давление на эмоции - и собеседника, и, тем самым, зрителя, подходящее, разве что, "желтой прессе".

И еще одна врезка с похищенными - снова примерно полминуты, отданные под действительно блестящую игру Юлии Ауг: женщина в панике, она пытается успокоить сына (тот все еще сидит с мешком на голове). И снова - воздействие на эмоции, но новой информации мы получаем мало.

Новая врезка с "потерпевшей" - и обратите внимание на контраст между паникой героини Ауг и спокойной самоуверенностью нового персонажа. Хотя под конец небольшой речи "пробивает" и ее тоже - причем до того, как нам расскажут хоть какие-то подробности произошедшего.

Следующий переход просто прекрасен: сначала - небольшой отрывок, в котором похитители начинают давить на "риэлторшу", сразу после него - очередной "потерпевший", старик, которого спрашивают "кем вы приходились покойной?". Умом зритель понимает, что "покойная" в данном случае - старушка, одна из жертв "черных риэлторов", но подсознательно возникает "эмоциональная рифма" с предыдущими кадрами.

Практически ровно на середине серии нас ждет ключевой момент: самый длинный отрывок, из показанных до сих пор - который явно и четко показывает убийство, совершенное похитителями. При этом - немаловажная деталь: двое других похищенных (как понимает зритель, сын и муж убитой) до сих пор сидят с мешками на голове.

Тут самое время обсудить интересный момент, который, кажется, никто не комментировал в связи с этой серией: вопрос о мстителях. Для современной массовой культуры это фигура крайне расхожая: практически любой супергерой - и есть такой мститель. Иногда их в русских переводах так и называют "линчеватели". И есть мнение, не раз уже озвученное, что на русской почве фигуры, подобные Бэтмену и Супермену невозможны, не приживутся. По сути, американские супергерои занимаются ровно тем же, чем и герои этой серии: находят преступников, ловят их и... Вот тут наступает самое интересное: чаще всего, персонажи комиксов все-таки ловят злодеев, которые обычной полиции не по зубам, а не похищают уже арестованных их участков. А во-вторых, супергерой и борец с преступностью в комиксе как правило связан железным правилом: не убивать. Бэтмен может осознавать, что Джокера сдавать полиции бесполезно: рано или поздно он все равно убежит. Но Бэтмен все же не убивает Джокера... И супергерои-отморозки, на которых это правило не действует, кто-нибудь вроде Карателя - только исключение, которое подтверждает правило. Они - не альтернатива Бэтмену, а контраст для него. В "Районе Тьмы", как мы видим, все происходит иначе.

Эта сцена становится жестким сломом в течении рассказа. Сначала потерпевшим задают вопрос: "готовы ли вы обсудить то, что произошло" - а сразу после этого продолжение событий видим мы. Убивают не только женщину, но и ее сына - жалкого, рыдающего парня в майке с символикой Angry Birds и каламбурной надписью "Не переживайте, будьте злыми". Муж тоже показан жалким, рыдающим типом - в отличие от похитителя-убийцы.

При этом - опять-таки, достаточно интересное решение - на тот момент зрителю еще не известны никакие подробности преступлений "черных риэлторов": что они делали, как, в чем заключалась вина каждого из похищенных? Что именно делал сын этих риэлторов, например, был ли он прямо вовлечен в преступления?

Лишь потом мы услышим рассказ ведущего и увидим отрывок, якобы записанный на телефон этого парня: семейка в деле. Но это будет уже после того, как нам показали расправу над людьми, сути преступлений которых мы еще не знали.

И, наконец, как и в других сериях "Района Тьмы" нас ждет крайне неожиданный финал. Потерпевшим задается вопрос, но он крайне интересно сформулирован. Их не спрашивают о тех, кто убил их близких - их спрашивают об участниках "Народной расправы". Если бы вы были судьей - готовы ли вы оправдать убийцу тех, кто убил ваших родственников? - именно так звучит этот финальный вопрос. И, знаете, если уж обсуждать моральные стороны всего этого сюжета - лично я могу сказать только одно: не дай бог каждому из вас всерьез отвечать на подобные вопросы. Возможно, это самая страшная сцена во всей серии - хотя на первый взгляд это и не очевидно.

Такой вот получился эпизод: псевдодокументалистика, но без злоупотребления "пьяной камерой"... Серия, стилизованная под журналистское расследование, но временами едва ли не пародирующая приемы нашего телевидения.... Серия, которую непросто смотреть и которая заставляет очень долго думать - при том, что продолжается всего-то пятнадцать минут.

И, как обычно, ролик о создании серии:

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 4