Louis Armstrong – Louis And The Good Book
Полное название этого альбома, на самом-то деле, звучит так: Louis Armstrong And The All Stars With The Sy Oliver Choir – Louis And The Good Book. Как бы то ни было, это, пожалуй, моя любимая запись Сачмо. Парадокс в том, что в творчестве великого трубача я предпочитаю песни... И, кроме того, будучи последовательным противником христианства - обожаю госпел, из которых, по сути, и состоит эта великая запись.
Nobody Knows The Trouble I've Seen
Shadrack
Go Down Moses
Rock My Soul (In The Bosom O Abraham)
Ezekiel Saw De Wheel
On My Way (Got On My Travelin' Shoes)
Down By The Riverside
Swing Low, Sweet Chariot
Sometimes I Feel Like A Motherless Child
Jonah And The Whale
Didn't It Rain
Госпел музыка вообще своеобразная: по сути, это молитвы, которые положили на джазовые ритмы. Причем, "госпел" в данном случае, можно перевести как "благая весть" - это не только молитва (обращенная к богу), но и проповедь, обращенная к единоверцам. Отсюда и форма, которую они зачастую приобретают: сочетание ведущего голоса и ответных хоровых откликов. То есть, проповедник провозглашает некоторое религиозное убеждение или упоминает факт священной истории, а хор отзывается: "да, это так и есть, мы верим". Обратите внимание на подобную форму в легендарной "Go Down Moses", посвященной исходу их Египта.
Армстронг поет: " И Господь сказал: "Сойди Моисей, и заставь старого фараона понять: пусть мой народ уходит". И тут же хор отзывается: ""Пусть мой народ уходит".
Сама тема израильского плена у египтян, по понятным причинам, близка к негритянской культуре: рабство евреев у египтян ассоциировалось с рабством самих негров. Ну а мотив "богоизбранности" и грядущего освобождения подслащивал положение. Эта связь, я бы сказал, очевидна. Не будем забывать, что все вошедшие на альбом песни относятся к так называемым "стандартам", некоторые из них вообще-то народные песни - и запросто могут восходить ко временам до освобождения негров.
Еще одна вещь, которую нельзя пропустить на этом альбоме - Ezekiel Saw De Wheel, посвященная видению пророка Иезекиля: честное слово, ни одному белому музыканту не пришло бы в голову превратить религиозную песню в настолько удалой танцевальный номер: усидеть под нее практически невозможно. Мне так и видятся лихо отплясывающие парочки: с подбрасыванием партнерши так, чтобы юбки развивались. Не сильно отстает от него и более известная Down By The Riverside. На такие проповеди я бы даже сходил, пожалуй...
Не одним весельем, впрочем, жив альбом: печальный блюз Sometimes I Feel Like A Motherless Child - всегда трогал меня, как мало какая другая песня. Она настоящая...
Да и вообще: в привычном нам понимании, у Армстронга не такой уж и певческий голос - но цепляет же... Я никогда не забуду, как впервые смотрел "Хелло, Долли": пока тамошние звезды пели друг с другом - все слушалось неплохо, но потом появился Армстронг - и парой строк, пропетых его неподражаемым хриплым голосом, напрочь "убрал" партнершу, сделав все ее потуги петь такими жалкими и кукольными...
Одним словом - люблю я старика Луи. А этот альбом - особенно.