История ужасов с Марком Гэтиссом, 1 серия

]]>
]]>

A History of Horror with Mark Gatiss: Season 1, Episode 1

Frankenstein Goes to Hollywood

Это рассказ о фильмах ужасов от одного из создателей сериала "Шерлок" с Бенедиктом Камбербэтчем и сценариста "Доктор Кто". Причем это не история ужасов вообще, а рассказ с личных позиций: человек,  сам обладающий опытом работы в кино, рассказывает о своих любимых произведениях среди хоррор-фильмов. И начал он с ужасов студии "Юниверсал".

Режиссер: Марк Гэтисс

В ролях: Глория Стюарт, Джон Карпентер, Джонатан Ригби, Донни Данаган, Карла Леммле, Марк Гэтисс, Сара Карлофф

Насколько субъективной не была бы твоя позиция, говоря об этом жанре кино и этом периоде его истории, ты не можешь миновать определенные имена и названия. Начинается разговор, разумеется с Лона Чейни и его "Призрака в опере" - и говорит Марк Гэтисс с таким искренним интересом, что почти убедил меня посмотреть этот фильм - даром, что я не понимаю прелести немого кино. Для меня жанр ужасов начинается со следующей картины, о которой зашла речь в этой документалки: "Дракула" Тода Броунинга

Надо заметить, что как и многие любители хоррора, Гэтисс ставит "Франкенштейна" Уэйла выше, чем "Дракулу" Броунинга, и даже любопытно аргументирует свою позицию. Но все-таки я придерживаюсь противоположного взгляда, хотя, в отличие от автора этого фильма, и не могу сформулировать причин, по которым я нежно люблю и могу бесконечно пересматривать "Дракулу", но гораздо прохладнее отношусь к общепризнанному шедевру с Карлоффом . У него, кстати, я однозначно предпочитаю "Мумию", которую Гэтисс практически проигнорировал. 

Не смотря на название выпуска, Дракуле и Франкенштейну (а соответственно и Лугоши с Карлоффом) уделено примерно поровну внимания. Другие значимые серии ужасов - Человек-волк, Человек-невидимка, Мумия - в лучшем случае упоминаются. Зато есть, видимо, для контраста, небольшой рассказ о Вэле Льютоне, авторе знаменитых фильмов "Люди-кошки", "Я гуляла с зомби" и т.п. Правда, в подаче рассказа об этом классике кино, видимо, и сказался заявленный автором субъективизм: Гэтисс упоминает о том, что его считают новатором и значимой фигурой в развитии жанра,  но прокомментировать творчество Льютона он пригласил только Джона Карпентера , которой говорит о том, что считает его переоцененным. Впрочем, аргументируя свою позицию. 

Если говорить о комментаторах, то их набор вполне предсказуем: в основном, это либо родственники "фигурантов", либо дожившие до наших дней участники съемок. Второе, разумеется, гораздо интереснее: увлекательно же посмотреть и послушать человека, который играл того самого мальчика из "Сына Франкенштейна" . Еще увлекательнее посмотреть на актрис, снимавшихся тогда: то, что звезды 30-х годов еще живы, на мой взгляд, шокирует и завораживает едва ли не сильнее, чем фильмы, в которых они снимались. Все-таки, послушать женщину, которая имеет полное право назвать Бориса Карлоффа "котик" - это потрясающе интересно. 

Есть в фильме несколько моментов, в которых Гэтисс получает возможность подержать в руках реликвии прошлого: гримерный набор старшего Лона Чейни, например. Тоже уникальное зрелище и я могу понять восторг, горящий в глазах самого Гэтисса: мне довелось в свое время поворошить шубы из "Ивана Грозного", посидеть на троне из "И на камнях растут деревья" и даже взяться за меч Кощея из "Ильи Муромца". Незабываемое ощущение, я вам скажу.

Ну и конечно, не обошлось и без фирменного юмора Гэтисса - начало фильма виртуозно пародирует вступление из оригинального "Франкенштейна" и даже знаменитый акцент Ван Слоуна воспроизведен очень похоже.

Словом, на данный момент это едва ли не лучший документальный фильм об ужасах, который я видел. Продолжение следует, я надеюсь... 

Русский перевод серии сделали участники сообщества по сериалу "Шерлок" в ЖЖ. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us