Фантомас (Трилогия Юнебеля)

29 марта 2018 г.Просмотров: 9700RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , , ,
]]>
]]>

Fantômas ( André Hunebelle trilogy)

Fantômas

Жюв - комиссар полиции со скверным нравом и однйо целью: изловить и посадить гения преступного мира, Фантомаса. Фандор - журналист, не обремененный особыми принципами, по собственной дурости оказавшийся замешанным в этом конфликте... Впрочем, конфликт ли это? Фантомас занят своими делами и не слишком обращает внимание на их потуги.

Режиссер: Андре Юнебель

В ролях: Жан Маре, Луи де Фюнес, Милен Демонжо

"Мне нужен труп, я выбрал ваш, до скорой встречи - Фантомас". Те поколения, которые смотрели фильм еще в кинотеатре, думаю, его уже не забудут: тогда впечатление было просто оглушительным. А уж какой культурный шок я испытал, когда после фильма добрался до книги...

Уже сейчас, при новом пересмотре, я понял, как стоит воспринимать этот фильм: по сути, это яркий, остроумный фанфик или, если хотите, "альтернативная история". Да, здесь действуют герои книжного цикла, но они играют совершенно другие роли. Простой пример: на начало фильма Фандор и Жюв, похоже, вообще не были знакомы и уж всяко не были закадычными друзьями. Не говоря уж о том, что Фандор в книгах, мягко говоря, значительно моложе своего экранного аналога.

С самого начала критики постоянно говоря о пародировании элементов бондиады в этой трилогии и, возможно, некоторые переклички есть, но их не так уж много. Да, в обоих случаях на экране возникают невероятные гаджеты: подводная лодка, летающий автомобиль и даже ракета, до поры до времени укрытая в замке, но, как известно, пользуется ими не герой, а преступник. Не будучи специалистом, сильно подозреваю, что похожие элементы можно обнаружить в старых приключенческих комиксах, включая родные французам Bande dessinée. Если уж на то пошло, на мой взгляд, продуктивнее было бы поразмышлять о другой параллели, чисто французской: пара Жюв - Фантомас изрядно напоминает мне доведенную до абсурда пару Арсена Люпена и Ганимара, сыщика, который его преследует. У Леблана тоже преступник часто оставляет служителя закона в дураках - и точно так же, как в данной трилогии о Фантомасе, полицейский буквально одержим преступником, но для самого злодея столкновения с ним - далеко не главное.

Опять таки, часто заостряется внимание на том, что Жан Маре сыграл здесь сразу две роли - Фандора и Фантомаса, но, на мой взгляд, воспользоваться этим обстоятельством на полную катушку не удалось. Во-первых, сам Маре не слишком трепетно относился к этой своей работе и, как мне кажется, на экране это заметно. В роли Фандора он вообще не производит особого впечатления: главный герой, любимец женщин, одна штука. Как Фантомас он запоминается своим смехом, внешним видом и, особенно, манерой говорить, если вы смотрите в оригинале: он очень "вкусно" роняет слова. Но попробуйте назвать какую-то сцену, где Маре в роли Фантомаса (да и Фандора тоже, если уж на то пошло) показал особо запоминающуюся игру... Если честно, я, например, затрудняюсь.

Недостаток игры с двойной ролью еще и в том, что сам Фандор здесь герой далеко не главный: противостояние идет между Жювом и Фантомасом и если бы эти две роли играл один человек - было бы гораздо выигрышнее и символичнее.

Говоря о других актерах: для Мари-Элен Арно, сыгравшей Леди Бельтам, это была последняя роль в кино: она снялась в пяти фильмах, считая короткометражку и появление на экране без упоминания в титрах. Режиссером трех из этих фильмов был Юнебель. Впрочем, кино для нее было лишь эпизодом - она была любимой манекенщицей Коко Шанель, со временем основала и свой дом моды, но кажется, особого успеха не с ним не добилась. В любом случае, здесь у нее, скорее, роль украшения, чем какой-то раскрытый образ - даром, то в книгах это был довольно заметный персонаж. Милен Демонжо, играющая невесту Фандора, тоже как-то не произвела впечатления: есть ощущение, что на этот раз вкус на женщин режиссеру изменил.

При этом, опять-таки, не смотря на критиков, которые вяло помянули бондиаду и посчитали свой долг исчерпанным, стоит сказать, что в каждом фильме трилогии авторы меняют поджанр: в "Фантомасе" это и правда приключенческий боевик, отдаленно напоминающий "Бондиаду", то второй фильм - откровенно комиксная "научная фантастика" вполне "пальпового" образца, а третий - столь же откровенно пародирует фильмы о замках с привидениями. И, кто бы что ни говорил, но рука постановщика чувствуется: если сразу после "Фантомасов" включить другие работы Юнебеля, хотя бы тех же "Мушкетеров Шарло", то сходство в типе юмора и постановке экшена весьма заметно.

По сути, первый фильм трилогии - этакое "знакомство", нам обрисовывают персонажи, их конфликт, но едва ли не самая смешная ее часть - чисто бытовая сцена с Жювом, которому мешает уснуть сигнализация. Второй фильм, на мой взгляд, нащупал идеальный баланс - тут и говорящий на чистейшем русском махараджа и знаменитые сцены с третьей рукой... Третий, заключительный фильм, как мне показалось немного уступает первым: сцены с "привидениями" и паникой Жюва смешны, но для того, чтобы ввести нечто подобное в фильм, Фантомас как таковой не требуется. А вот непосредственно приключенческая часть, на мой взгляд, смотрелась не так свежо и увлекательно, как в первых двух фильмах.

Главный парадокс этой трилогии в том, что хотя образ Фантомаса и стал, в своем роде, иконическим, но "держится" эта кинотрилогия, в основном, на харизме и своеобразии Жюва, тем более, что это не самый простой образ, если в него вдуматься. Комиссар неуклонно преследует злодея, даже когда никто другой не верит в то, что Фантомас здесь замешан. Для самого преступника Жюв - не более, чем мошка, досадная помеха, но, тем не менее, он едва ли не единственный, кто действительно представляет опасность для "гения преступного мира" и, хочется верить, когда нибудь его поймает, пусть и за кадром. По сути, я не могу припомнить образа, в точности похожего на персонажа де Фюнеса: к книжному Жюву он почти не имеет отношения, упомянутый выше Ганимар и тоже ближе - но все-таки не совсем.

В целом - смешные, увлекательные и все еще "живые" фильмы, которые приятно пересмотреть. Но, возвращаясь к началу: не уверен, что их ценность и аромат смогут уловить те, кто сядет их смотреть в наши дни впервые.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us