Чарльз Грант - Тихий шепот мертвеца

Charles L. Grant - The Soft Whisper of the Dead, 1982

Charles L. Grant - The Soft Whisper of the Dead, 1982

В город возвращается Саундра Чамберс, уезжавшая повидать мир. Как выясняется, с ней приехал экзотический иностранец, Граф Браслов. А еще в день их прибытия на железнодорожной станции погибли странной смертью два человека. Смерти продолжаются, в них, возможно, замешан непонятно откуда взявшийся волк... И в опасности даже высшее общество.

Я взялся читать эту книгу по рекомендации Кима Ньюмана, который, в предисловии к одному из своих рассказов, упоминал, что писал его как посвящение творчеству Чарльза Гранта вообще и циклу, который открывает это произведение, в частности. Более того - Ньман упоминал, и еще подробнее рассказал об этом сам Грант, предваряя "Тихий шепот мертвеца": источником вдохновения были классические фильмы ужасов - от серии "Юниверсал", через "Хаммер" и до экранизаций Эдгара По с Винсентом Прайсом, которые снял Корман. Если хоть немного знать о моих вкусах, то легко предположить, что пройти мимо подобной книги я просто не мог. Более того: автор обещал в своем романе вернуть хоррору монстров, которые постепенно превращались в романтических красавцев и несчастных страдальцев. Это не правильно - заявил Грант: чудовище должно быть чудовищем. В общем, через несколько часов после того, как я впервые узнал об этом писателе, я уже читал "Тихий шепот мертвеца"...

Нужно первоначально немного объяснить место книги в его творчестве: во-первых, она входит в цикл Oxrun Station, действие которой происходит в одноименном городке. В рамках этой серии она является книгой этак четырнадцатой, если только я не сбился со счета. Но так же она открывает самостоятельный цикл "Вселенная ужасов", в которую входят еще два произведения, посвященные уже не вампирам, а оборотню и мумии соответственно.

Итак, первый роман, посвященный Вампиру. Сразу надо сказать, что само понимание мифологии вампиризма у автора довольно типично: они сосут кровь, тот, кого они укусили, но не выпили досуха, может сам стать вампиром - причем, судя по всему, подчиненным тому, кто его сотворил. Они должны спать днем, их можно убить при помощи кола, а еще они способны превратиться в волка. Словом, говоря, что собирается возродить классический хоррор, Грант и не думал шутить. Более того - вампиром у него является персонаж с явно славянской фамилией и претензией на аристократическое происхождение.

Более того: организация материала тоже вполне укладывается в рамки тех кинотрадиций, о которых говорил и сам автор. Основой и пружиной действия является мелодрама, а хоррор обеспечивает ей антураж и атмосферу - именно так, зачастую, и строились классические фильмы ужасов. Здесь есть даже пара несчастных влюбленных - и сцена, в которой отец собирается выдать девушку за нелюбимого ею, но обеспеченного кандидата.

Ну и, конечно, если уж запускать книгу с таким замыслом, то придется, в первую очередь, работать над стилем. Грант в этом смысле вполне справился: у него богатый, не самый простой язык, он обожает и, что самое главное умеет писать пейзажи так, что они и правда начинают напоминать киношные декорации, причем созданные именной в той самой, узнаваемой манере.

"Туман не был постоянен. Здесь это был туман, а там - облако. Он менялся и скользил, выставлялся напоказ и прятался, перемещался к деревьям, к изгороди, к стеблям увядшей кукурузы, все еще стоящим в поле. Он проскальзывал под дверями и без особых усилий проникал в окна и ждал под карнизами, пока ветер снова его не подхватит. Он валил словно дым и расстилался угрюмо, как саван и когда он проходил мимо, то у него отрастали хваткие пальцы".

Перевод отрывка мой и сделанный на скорую руку, но я думаю, что в нем можно уловить то, как автор, рисуя пейзаж, не только создает атмосферу, но и показывает туман как живое, самостоятельное существо. А мы все знаем, к чему бы мог появиться такой туман в классических хоррорах.

В целом - эстетская, плотно написанная и, при небольшом объеме, кажущаяся очень неторопливой книга. Для любителей "Хаммера", Прайса и Лугоши с Карлоффом - безусловно, как минимум, любопытно. Для тех, кому нужен "современный" и "динамичный", а, тем более, гламурный хоррор - подарок, полагаю, сомнительный.