]]>
]]>

The Hobbit: The Battle of the Five Armies, 2014

Смауг налетел на Озерный Город, но его нападение пошло не совсем по плану... И теперь, над остывающим телом дракона, собираются сразу пять воинств, чтобы выяснить, кому же достанутся сокровища Одинокой Горы... 

Режиссер: Питер Джексон

В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Люк Эванс, Эванджелин Лилли, Ли Пейс, Орландо Блум, Бенедикт Камбербэтч, Кристофер Ли, Грэм МакТавиш, Кейт Бланшетт, Хьюго Уивинг, Сильвестр МакКой

Лично для себя я решил, что "Хоббит: Битва пяти воинств" в оценке фильмов, вышедших в этом году, будет идти вне конкурса: сравнивать с ним даже "Интерстеллар" или "Стражей галактики" было бы слишком жестоко. Если честно, в нем все-таки есть один недостаток, общий для творчества Джексона в целом, но в последнем "Хоббите" проявившийся особенно ярко: речь о работе с батальными сценами. Но об этом, с вашего позволения, чуть позже.

Прежде всего, вопрос: что вообще за история "Хоббит"? О чем и зачем она? Это детская сказка, местами прямо-таки сюрреалистичная, но рассказывающая о простом человеке, домоседе и помещике, который, неожиданно сам для себя, оказался посреди приключений и  опасности. В конечном итоге, во многих случаях, он проявил больше отваги и мудрости (пусть, в его случае, эта мудрость и граничит со здравым смыслом), чем его спутники и те, кого наша компания встретила по пути. Этот мотив в фильме Джексона виден ничуть не хуже, чем в повести Толкина

Вообще история Бильбо выглядит драматургически точной и вполне законченной: причем, в практически всех ключевых моментах истории Джексон высветил роль именно Бильбо. Это он спасает гномов от пауков и эльфов, это он наводит дракона на мысль об Озерном Городе... В третьем фильме он и вовсе становится участником большой политики, пытаясь остановить войну и примирить оппонентов. Но, тем не менее, он возвращается домой - переживший все это, но, по сути, оставшийся неизменным. И с этой точки зрения вполне понятно, почему в конце фильма не показано, кто стал Королем под Горой и как поделили ее сокровища, и все прочие, безусловно важные, события. "Хоббит" это история Бильбо - и для нее все это совершенно не важно.

С точки зрения драматургии и вторая основная линия - Торина - была красиво доведена до конца. Он вышел в поход, он увидел гибель дракона и стал Королем под Горой: сначала формально, потом, ненадолго, и по сути. Торин, опять-таки, наконец сходится лицом к лицу со своим основным противником и побеждает. Мотив Торина, подпадающего под чары золота, тоже передан отлично, с одной оговоркой: сцену, в которой он тонет в золоте можно было и бы и опустить. Предшествовавшие ей диалоги с друзьями и "смауговские" интонации в голосе Торина уже достаточно раскрыли тему "драконьей болезни" Дубощита. И метафорическая сцена его видений смотрится на их фоне чуть-чуть пошловатой и лишней.  Высказанная некоторыми зрителями претензия о том, что нам не показали похороны Торина - не совсем уместна: нам показали историю мести, историю возвращения себе королевства, историю гибели. Похороны - уже часть другой истории, той, о которой упоминает Балин: истории, в которой Торин становится легендой. 

Но, с другой стороны, последствия битвы и похороны Торина, кажется, могут быть добавлены в "расширенной версии". Тем интереснее, как эти элементы в не впишутся и будут "работать" в рамках целого. 

Теперь о фильме как таковом: с одной стороны, Джексок - почти безупречный визуалист, тем более, что ему помогали такие столпы иллюстрирования Толкина как Алан Ли и Джон Хоу. В результате образы великолепны: разрушенное королевство гномов и доспехи Лесных Эльфов, боевые хряки и горные козлы, Шаи-Хулуды - они же упомянутые Профессором в одной строчке "черви-оборотни" и живые тараны-тролли.... Выглядит все это потрясающе, если Games Workshop, выпускающая по лицензии модели для варгейма "Хоббит" таки выпустит их всех - это будет невероятный релиз хотя бы "на полку". 

Другой разговор, что представления Джексона о тактике и стратегии боя, мягко говоря, странноваты. Ярче всего это видно на примере одной сцены: строй гномов с пиками ждет нападения пехоты орков. Гномы с пиками это само по себе круто: они в пещерах ими работать учились, да? Но дальше круче: через сомкнутый строй пикинеров, сквозь который пехоте было бы сложно пробиться, перелетают пешие же эльфы и бросаются прямо в мясорубку. С визуальной точки зрения золотистые фигуры, взметнувшиеся над темной массой гномов, выглядят очень круто. Но с точки зрения тактики боя - невероятная глупость. Более того: эльфийские воители напрочь не держат строй, что в пехотных столкновениях Средневековья, пусть и условного - тоже потрясающая глупость. На самом деле, это тоже объясняется чисто визуальными причинами: снять и показать на экране столкновение двух строев, так, чтобы это смотрелось - задача нетривиальная. А вот череду, по сути, индивидуальных, поединков - гораздо проще.

Если уж возвращаться к внесенным Джексоном изменениям, то надо упомянуть и битву всего Светлого Совета (Элронд, Саруман, Галадриэль, Радагаст и лежащий в отключке Гэндальф) против назгулов - на руинах Дол Гулдура. Да, по книгам, во-первых, нет никаких упоминаний о способности этих героев мгновенно перемещаться через весь континент. Да, по книге это столкновение происходило вовсе не одновременно с путешествием Бильбо, да и ходил в Дол Гулдур только Гэндальф. Но, возвращаясь к особенностям творчества Джексона: насколько круто это выглядит на экране. Во-первых, новый облик назгулов - невероятно хорош. Вот теперь они похожи на тех Призраков Кольца, которых я представлял себе в детстве. Во-вторых, обожаемая мною Галадриэль - насколько невероятно могущественной и трогательной она выглядела в этой сцене. "Сильмариллион" стоит снять хотя бы ради того, чтобы вернуть на экран Кейт Бланшетт в этой роли. 

Причем все показанное вполне вписывается в саму суть персонажа: как Первородный эльф она способна входить в мир призраков, что объясняет ее изменившийся облик. А как нольдо, да еще и самый старший по возрасту эльф в Средиземье на тот момент, она и правда должна отличаться невероятной крутостью. Как-никак, она видела войны с Морготом, для которого Саурон был не более, чем одним из слуг - и уже тогда она далеко не пряжей занималась. Так что выйти против Девятерых - вполне могла. 

Впрочем, все эти рассуждения хороши, но главное - в другом. Как только на экране начались первые кадры фильма, я почувствовал себя подростком, с распахнутым от восторга ртом - и это чувство не покидало меня практически все два с небольшим часа сеанса. Что бы там не говорил сейчас Питер Джексон, Кристофер Толкин и другие вовлеченные в процесс лица: я хочу еще Средиземья на большом экране и именно такого, "джексоновского". Собственно, в фильме даже были намеки на возможное продолжение: разборки вокруг Эребора и Дэйла с восстающим королевством Ангмар, например. Здесь и простора больше, потому, что у Толкина об этих событиях рассказано скупо, и мир тот же самый, и даже с правами на этих персонажей должно быть все в порядке. 

В общем, храни, господь, Питера Джексона!

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us