Токио: Последний мегаполис

]]>
]]>

Teito Monogatari, 1988

Teito Monogatari, 1988

Злой колдун жаждет уничтожить Токио и пытается для этого пробудить духа-покровителя города. Ему противостоят маги, ученые и строители, пытающиеся превратить столицу в современный мегаполис.

По роману Хироси Арамата

Режиссер: Акио Дзиссодзи

В ролях: Синтаро Кацу, Кюсаку Симада, Миэко Харада, Ко Нисимура

В разговоре об этом фильме как никогда важен контекст. Хироси Арамата - японский ученый и фантаст, автор многотомного цикла "История Имперской столицы" ("Teito Monogatari"). Цикл этот посвящен истории Японии вообще и Токио в частности, его действие продолжается через большую часть XX века, но события интерпретируются с оккультной точки зрения, в сюжете действуют маги, использующие "оммёдо" - оккультное учение, использовавшее бумажные листки, в которых заточены сикигами, разновидность духов, близких к европейским фамильярам. Насколько мне известно, ни один роман этой серии на европейские языки не переводился, но в самой Японии он продавался миллионами экземпляров, породил кино-франшизу, мангу, аниме и оказал немалое влияние на массовую культуру вообще. В рамках европейской культуры самое очевидное влияние этого цикла - то, что главный его злодей, Като, появлялся у Кима Ньюмана в произведениях цикла "Эра Дракулы" - кстати, схожим по концепции с "Историей Имперской столицы". Рассказ, в котором появляется этот недобрый молодец, я недавно переводил.

Данный фильм, как утверждают, стал экранизацией первых четырех романов цикла, его события, насколько я понял, занимают примерно 15 лет: действие начинается в в 1912 году, а заканчивается около 1927. В результате на экране возникает масса персонажей, часть из которых - исторические лица, затрагиваются ключевые события тех лет - Великое землетрясение Канто 1923 года, например, или начало строительства токийского метро. Понятно, что средний японец, скорее всего, обо всем этом слышал хотя бы краем уха, а вот европейский зритель, как правило, понятия не имеет. К тому же, персонажи то и дело прибегают к специфической японской магии или религиозным обрядам, в диапазоне от вышеупомянутого оммёдо и до фэн-шуя, и это тоже не добавляет понятности происходящему.

В частности, Тайра-но Масакадо, дух которого пытается пробудить главный злодей - историческое лицо, он жил в десятом веке нашей эры. Подняв бунт, он провозгласил себя новым Императором, но позднее был разбит войсками правительства. Его голову отрубили и выставили на обозрение в Токио, где потом и захоронили. По легендам ее видели летающей по улицам города, а 400 лет спустя, когда в Токио разразилась чума, ее тоже приписали мести Масакадо. С точки зрения японской мифологии, Масакадо является своего рода полубогом и, одновременно, онрё - мстящим духом из той же категории, что Садако и Кайяко. К слову, продюсер этого фильма, Такасигэ Итисэ станет позднее продюсером обоих этих киноциклов, как "Звонка", так и "Проклятия".

Teito Monogatari, 1988

Гакутенсоку - робот, показанный в фильме, реально существовал. Его создатель - биолог Макото Нисимура, причем актер, играющий его в фильме - Ко Нисимура, родной сын этого ученого.

А вот главный злодей, Ясунори Като, разумеется, лицо вымышленное. В самом фильме толком не объясняется, кто он, откуда и в чем мотивы его глубокой ненависти к Токио. В интернете есть упоминания, что он - представитель айну, древнейшего населения Японских островов, в настоящее время практически вымершего. Более того, герой этот должен быть связан с разного рода подпольными движениями в Корее, Так это или нет - из фильма не понять, но сам по себе персонаж вышел весьма впечатляющий: высоченный японец в военной форме, со свирепым лицом и резкой мимикой, временами неуловимо напоминающий Кристофера Ли в роли Дракулы. Играет его Кюсаку Симада - это его дебют в кино, но еще до начала съемок он успел сыграть Като в театре. Сниматься в кино он продолжает до сих, за его плечами 120 ролей, включая, например, "Театр ужасов Кадзуо Умэдзу", "Томиэ: Месть" и "Годзилла: Возрождение".

Его противницей здесь воплотила Миэко Харада, актриса, игравшая у Акиры Куросавы и Киндзи Фукасаку. А ее дебютом в кино, насколько я понимаю, был сериал "История Затоичи", режиссером и исполнителем главной роли в котором был Синтаро Кацу, мега-звезда японского боевого кино. Здесь он сыграл Сибусаву Эйити, историческое лицо, "отца японского капитализма", который в фильме предстает главой "Проекта Улучшения Токио". Более того - даже с персонажами второго плана надо держать ухо востро: к примеру, гадальщик на картах, возникающий ближе к концу фильма - никто иной, как Идзуми Кёка, который считается одним из первых представителей японской фантастики.

Ну и, разу уж речь зашла о тех, кто работал над фильмом, стоит упомянуть, что режиссер Акио Дзиссодзи работал так же на нескольких сериалах "Ультрасерии", включая оригинального "Ультрамэна". Юкико, ребенка с помощью которого Като пытался воскресить дух Масакадо, сыграла Киоми Ямамото, помимо этого фильма она появлялась на экране только в роли некоей "женщины" в "Отряде Будущего Таймрейнджеры".

Ну, достаточно о контексте. В чем достоинства фильма и его недостатки? Во-первых: он очень необычен - лично я не встречал другого примера эпического фэнтези-блокбастера, сюжетом которого стала бы борьба за городское благоустройство. А блокбастер, кстати, не шуточный: фильм стоил около миллиарда йен, даже вышедшая в один год с ним очередная серия "Годзиллы" обошлась дешевле. К примеру, для съемок была выстроена огромная площадка 150 метров длиной, воссоздающая район Гиндза 1927 года, созданы 3000 костюмов для массовки - при том, что сам этот эпизод - не самый длинный в фильме... Для создания чудовищ был приглашен никто иной, как Гигер, первоначально собиравшийся работать непосредственно на площадке, но этому помешал конфликт расписаний. В конечном итоге, его вклад в фильм оказался не так велик, но сам факт интересен.

Фильм довольно требовательно относится к зрителю: у него весьма необычная атмосфера, на которую нужно настроиться - лично я приступал к просмотру несколько раз, пока мне не удалось "поймать волну". Последний раз у меня так было при первом знакомстве с творчеством Алехандро Ходоровски. Время от времени приходилось отвлекаться, чтобы найти в сети того или иного персонажа или упомянутое событие, но зато теперь я точно могу сказать, что в моем списке самых любимых фильмов появилась новая позиция. Он очень красиво снят, оператор часто берет необычные, привлекательные ракурсы, в нем приятные спецэффекты, хотя и несколько старомодные уже на момент выхода фильма - демоны и чудовища здесь напоминают фильмы Рэя Харрихаузена. Словом, если вы ищете чего-то необычного, способного увлечь надолго и заставить покопаться в необычных темах - это то, что надо. Если нужен просто динамичный, зрелищный фантастический боевик - лучше проходите мимо, до подходящего настроения.

У фильма есть два продолжения и один спин-офф, но, насколько я могу судить, ни один из них с японского не переводился. Зато вполне доступна аниме-экранизация, которая считается более мрачной, чем фильм.

Teito Monogatari, 1988

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us