Выживут только любовники

Only Lovers Left Alive

Адам и Ева - муж и жена, вампиры, которые живут на разных континентах. Но вот они встречаются после долгой разлуки, а вскоре в гости решает заглянуть и взбалмошная сестра Евы. 

Режиссер: Джим Джармуш

В ролях:  Тильда Суинтон, Том Хиддлстон, Антон Ельчин, Миа Васиковска, Джон Хёрт, Джеффри Райт

Ну, во-первых, коль скоро герои Тома Хиддлстона и Тильды Суинтон - муж и жена, о чем сообщается прямо, то никаких "любовников". "Выживут только влюбленные" стоило бы перевести название фильма. На нашим локализаторам, как всегда, оригинал не указ.

Не нравится мне эта затертая характеристика, но этот фильм либо любят, либо ненавидят. Дело в том, что, как мне кажется, Джармуш  здесь вернулся к своим ранним канонам: если вы знаете его по амбициозному "Мертвецу" или довольно попсовому "Пес-призрак: путь самурая", то, скорее всего, вам не понравится. Если вы цените Джармуша времен "Таинственного поезда", "Ночи на Земле" или "Кофе и сигарет", то да - это наше с вами кино. Даже не фильм-настроение, а, скорее, фильм-состояние. Если вы можете разделить это состояние с героями, то впадете в эстетический транс, если нет  - проходите мимо, не терзайте себя. Как известно, кое-какой экшн первоначально в фильме предполагался, но стоило продюсерам попросить добавки, как Джармуш убрал и то немного, что было первоначально. 

Фильм, по сути, вертится вокруг двух главных героев, остальные здесь на подхвате. Даже Джон Хёрт , играющий давнего друга Адама и Евы, Кристофера Марло - который, кстати, как утверждается в фильме, и был настоящим автором пьес Шекспира. Он, скорее, вносит некоторые эмоциональные нотки, чем оказывает такое уж влияние на сюжет. Сестре Евы, в исполнении Мии Васиковска, уделено примерно столько же времени, но она как раз и влияет на поступки персонажей, вынуждая их сорваться с места. 

Что касается главных героев, то они устроены, на мой взгляд, довольно интересно. Их возраст нигде не уточняется, на что и как они живут - тоже неизвестно. Фильм, как я люблю говорить, не об этом. С точки зрения психологии и Адам, и Ева - что-то вроде подростков: разговоры об искусстве ночь на пролет, музыка - как один из главных смыслов в жизни. По всем их замашкам и поведению - им лет семнадцать, как мне кажется. Впрочем, это легко объяснить: бессмертному существу, по сути, практически не нужно развиваться. Именно поэтому, хотя и не все это понимают, у Толкина эльфийские государства существуют тысячи лет, но эльфы, живя тысячелетиями, не устраивают промышленных революций и научных переворотов. С другой стороны - и это одна из самых чарующих сторон фильма - возраст персонажей сказывается только в одном: они живут прошлым, постоянно пытаясь задержать и сохранить его приметы. Не зря Адам и Ева, отправляясь в полет, называют себя именами героев Фицджеральда и Джойса, а музыку записывают только на катушки.

Лично мне легко уловить этот состояние героев - в чем-то похожее на меня много лет назад, в чем-то - на меня сегодняшнего. Именно поэтому я уже с первых кадров понял, что люблю этот фильм. И оказался прав. Магия Джармуша еще и в том, что только ему удается рассказать мне историю у которой, по сути, нет конца и начала, в которой нет конфликта - причем рассказать так, что я и еще несколько часов смотрел бы этот фильм.