]]>
]]>

Hellraiser, 1987

Восставший из ада (Hellraiser, 1987)

В руки Фрэнка попала загадочная шкатулка, способная открывающая демонам путь в наш мир. Фрэнка разорвали в клочья и только бывшая любовница, Джулия, способна помочь ему вернутся к жизни.

Режиссер: Клайв Баркер

В ролях: Эндрю Робинсон, Клэр Хиггинс, Эшли Лоуренс, Шон Чэпман, Оливер Смит, Роберт Хайнс, Энтони Аллен, Леон Дэвис, Майкл Кэссиди, Фрэнк Бэйкер, Оливер Паркер, Даг Брэдли

Только не спрашивайте меня, в который раз я пересматривал этот фильм, перед тем, как взяться за этот обзор - я не помню. Впрочем, на этот раз я решил посмотреть его с комментариями Клайва Баркера, так что мои впечатления несколько отличались - довелось обратить внимание на ранее не замеченные детали, узнать новые подробности.

Я уже немного говорил о предыстории создания этого фильма, когда писал об отвергнутом продюсерами саундтреке группы Coil: как известно, первоначально отличалась не только музыка, но и сам фильм. Впрочем, поскольку первоначальный монтаж фильма, походе, не видел никто из поклонников сериала - поговорим о том фильме, который многие знают едва ли не наизусть.

Любопытно, кстати, что сам Клайв хвалит музыку в фильме. Он говорил в комментариях, что Кристофер Янг, возможно, сделал для успеха картины больше, чем кто-либо другой, хвалит богатство и эмоциональную глубину этой музыки. В сцене воскрешения Френка, например, Клайв отмечает: «Это не совсем страшная музыка, она скорее праздничная».

Начало фильма практически гениально: вы слабо себе представляете, что вообще происходит, но эмоциональное воздействие потрясающее. Короткая сцена с Френком, открывшим головоломку – и вы готовы выпрыгнуть из кресла, но она заканчивается почти мгновенно. Зритель вздыхает с облегчением, но нет – его ждет встреча с сенобитами, лицо собираемое из кровавых ошметков прямо на полу – и, конечно, первое появление Пинхэда. Клайв говорил, что элемент загадки он оставлял намеренно: некоторые вещи не объяснялись намеренно, чтобы не разрушить загадочную, мистическую атмосферу. К примеру, помните бродягу, который преследовал Керсти на протяжении всего фильма? Нам толком так и не объясняется кто он и что ему надо - до самого финала, который позволяет предположить, что он - некое существо, охраняющее Шкатулку Лемаршана. К слову, распространенная легенда о том, что эту роль сыграл сам Клайв Баркер все-таки лжет: как рассказывал сам режиссер, от этой мысли отказались, так как наложение грима потребовало бы слишком много времени. Бродягу сыграл Фрэнк Бэйкер, играющий до сих пор - но в не слишком известных фильмах.

Больше всего в этом фильме цепляет его поэзия, извращенная, но все же... Вспомните гениальное сопоставление кадров: Керсти, целующаяся со своим парнем, Джулия, не спящая рядом с похрапывающим мужем, отвернувшимся к ней спиной – и тут же, врезкой – ее воспоминания о сексе с Френком – и они переходят к кадрам Френка, сидящего между крыс и смотрящего на луну… И вот он поворачивает голову и мы видим Джулию, стоящую в дверях. Она решилась… И слова: «Я сделаю (I will)" - звучат как пародийное эхо свадебной клятвы. Далее это эхо отзовется еще в словах Френка: «Мы принадлежим друг другу – в хорошем и дурном».

А эпизод со сном Керсти - помните его? Он завораживает , по мнению Баркера, в этом эпизоде отразилось влияние Дарио Ардженто и его сюрреалистических фильмов ужасов. Своим любимым фильмом он называет «Суспирию».

В этом фильме есть очень много слоев, жанровых компонентов, которые объединены в одно целое. Это и семейная драма, и психологическая... Вспомните развитие образа Джулии: даже приведя первую жертву наверх - она колеблется, даже нанеся первые удары – она не наслаждается совершенным. Умываясь в ванной, она содрогается – от отвращения к самой себе, я полагаю. Не зря же она, фактически, спасает Ларри - когда тот пристает к ней во время ночной грозы, не замечая Френка, маячащего у него за спиной. А чего стоит черный юмор сцены, в которой Джулия торопливо скрывает мертвое тело первой жертвы, пока ничего не подозревающий, посвистывающий муж поднимается вверх по лестнице...

Еще одной удачей был образ Керсти Коттон - в книге она была далеко не настолько привлекательной. Эшли Лоуренс, сыгравшая ее, была другом одного из секретарей на New World, у нее не было особого актерского опыта, но, по словам Баркера, "она выглядела такой невинной и чистой, что идеально подошла на роль".

Ну и, конечно, Клайву Баркеру удалось редкое: придумать монстров, которые не опираются ни на один существовавший ранее образ и - и завораживают. Общеизвестно, что Пинхэд не замышлялся главным персонажем - его даже не называли первоначально "Пинхэдом" в титрах он обозначен просто как "главный сенобит". Но - как не раз подчеркивает в своих комментариях Баркер - "публика решила иначе", и этот уникальный персонаж стал лицом всей серии, которая продолжается до сих пор.

Чуть позднее я добавлю и кадры из фильма.

Страница фильма на русском фан-сайте Клайва Баркера

Купить фильм "Восставший из ада"

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us