]]>
]]>

 Viy (1967)

Бурсак Хома Брут до полусмерти избил ведьму, которая решила на нем покататься. И тут же в бурсу приехали посланцы богатого сотника: его дочь умирает и просит, чтобы отпевал ее непременно студент философии Хома Брут. 

Режиссер: Георгий Кропачев, Константин Ершов

В ролях: Леонид Куравлёв, Наталья Варлей, Алексей Глазырин, Николай Кутузов, Вадим Захарченко, Петр Вескляров, Владимир Сальников, Дмитрий Капка, Степан Шкурат, Георгий Сочевко

Итак, два студента высших режиссерских куросв экранизировали в свое время Гоголя. Георгий Кропачев чаще работал как художник, в том числе на фильмах "Хрусталев, машину" и "Гамлет" (тот самый, со Смоктуновским, снятый за несколько лет до "Вия"). Константин Ершов снял еще несколько фильмов, названия которых лично мне ничего не говорят. То, что они наснимали первоначально, сочли слишком реалистичным и на помощь позвали Птушко - стилистика которого и правда ощутима едва ли не в каждом кадре готового фильма. Материал, который наснимали студенты, по слухам, существенно порезали, разборки в церкви - и те частично пересняли в московском павильоне. 

В повести Гоголя (правда, давненько я ее не перечитывал), помнится, было два аккуратно смешанных слоя - вполне реалистическое, юморное и даже ехидное описание повседневной жизни, всех этих бурсаков, казаков и ведьм, торгующих на базаре.... И, собственно, мир всякой там чертовщины и нечисти, в диапазоне от панночки и до самого Вия.

Не уверен, что это было сделано намеренно, но для современного глаза заметно, что в фильме можно различить те же два слоя - и тоже проникающие один в другой. С одной стороны - этакий этнографический фильм, с пьянками и песнями казаков, с персонажами, которые временами даже говорят не на русском, а на чем-то вроде суржика.  А с другой - мистические эпизоды, явно напоминающие старые фильмы ужасов. 

Этот "Вий" вполне неплохо смотрелся бы в паре с любым фильмом из классики "Юниверсал" и "Хаммер", а Варлей воспринимается не хуже, чем Кристофер Ли  или Бела Лугоши. Так что, в этом смысле молва не врет: действительно, породистый фильм ужасов тех лет. Одна только знаменитая сцена со слезой на щеках мертвой панночки - запросто могла бы появится в любом фильме "Hammer". Разве что облик самого Вия подкачал, но, что самое забавное - как раз здесь совершенно точно повлиял Птушко. Первоначально чудище должно было выглядеть совершенно иначе. 

Есть, правда и небольшие сбои: к примеру, я так и не понял, куда делись товарищи Хомы Брута, которые пропали после сцены "покатушек" и появились только в финале. Сам Хома тоже не до конца понятно, как очутился в Киеве и почему его внезапное возвращение никого не удивило. Не все просто со светом: довольно часто по сюжету наступает вечер, но по освещению понятно, что на дворе белый день. 

К актерской игре зато и вовсе не придраться: Варлей, Куравлев. Один только эпизод, когда пьяный Хома молится в церкви - уже великолепен: интонация, мимика - неподражаемы. 

В целом, получился добротный фильм в своем жанре, не шедевр, но, все-таки, очень качественный и душевный. Этакие "теплые ламповые ужасы". 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us