Видение, 1964

]]>
]]>

Hakujitsumu (Daydream), 1964

Посетитель зубного врача, разглядывавший красивую женщину в соседнем кресле, уснул под воздействием анестезии. В его видениях с соседкой происходили невероятные приключения неприличного характера...

Режиссер: Тэцудзи Такэти, Джозеф Грин

В ролях: Канако Миши, Акира Ишихама, Ясуко Мацуй

Фильм считается культовым и этапным сразу в нескольких смыслах. Эта экранизация рассказа Дзюнъитиро Танидзаки стала первым "пинку" (то бишь эротическим) фильмом, угодившим в Японии в широкий прокат. Более того, в 1981 году он снял еще и римейк своего фильма - на этот раз ставший первым порно-фильмом, который в Японии прокатывался по обычным кинотеатрам. Потом он же снял фильм "Видение 2". Существует еще, как минимум, две экранизации (включая корейскую), созданные другими режиссерами. Но о римейках и продолжениях речь пойдет потом.

Данный фильм - один из самых странных, среди мною виденных, у него крайне своеобразная атмосфера. Его вступительная часть, та, в которой показана работа дантиста, может поспорить с любым фильмом ужасов по способности внушить дрожь отвращения. Но, при этом, во всех этих крупных планах промывания полости рта, создания слепков челюсти или использования пыточных, то есть... простите, зубоврачебных инструментов, есть некая странная, слегка садистская чувственность и даже эротизм. Возможно - от того, что пациент столь явно беспомощен, а у доктора в глазах так и проскальзывает наслаждение этой ситуацией. Не зря после выхода фильма японские дантисты протестовали против образа, который создает им этот фильм. 

Оставшиеся две трети фильма, те самые видения - чистейший сюрреализм, в котором героиня приходит на встречу в виде обезьянки, под взглядом свидетеля превращается в манекен - и вообще проходит через ряд приключений и превращений. Суть этих сцен, как мне показалось, именно в наблюдении мужчины, которому понравилась женщина, за тем, как она попадает под власть другого мужчины. Герой бессилен что-то изменить (помните, он под анестезией) и может только наблюдать. Среди испытаний, через которые проходит жертва - изнасилование, удары током, связывание и подвешивание. Словом, фантазии оказались разнообразными.

Впрочем, в конце фильма нам дают понять, что видения, скорее всего, галлюцинациями не были - или, как минимум, не полностью. С одной стороны, я испытал в этот момент некоторое разочарование - этому фильму не идет однозначность. Но режиссер с исполнительницей главной роли тут же дали понять, что одна двусмысленность просто сменила другую: благодаря буквально паре кадров стало неясно, была ли женщина невинной жертвой или добровольной участницей этих игр? И что теперь ждет нашего героя?

Актриса, снимавшаяся в главной роли, в том же году сыграла в фильмах культового Кодзи Вакамацу - "Furin no tsugunai" и "Akai hanko". Непосредственно к игре у меня претензий нет, но воспринимать ее как красавицу, которой, вроде бы, положено ей быть по роли - не получалось: коренастая, плотненькая, с широким и грубоватым лицом. Впрочем, не могу сказать, возможно японские представления того периода о женской красоте были именно такими. 

Для американского проката были сделаны досъемки, насколько я понимаю, именно над этими дополнительными сценами и работал Джозеф Грин, режиссер фильма "Мозг, который не мог умереть" - это цветные вставки в середине фильма. Если я правильно понимаю, то в интернете, в том числе и с русским переводом, доступна именно эта версия. 

В целом, фильм довольно необычен по своей атмосфере, чем и интересен. К тому же он прекрасно снят - не зря же над ним работал оператор Нагисы Исима. И еще - там впечатляющий саундтрек, вполне себе нойзовый и вносящий немалую лепту в атмосферу фильма.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us