Ужасный доктор Орлофф (французская версия)

]]>
]]>

Gritos en la noche, 1962

Gritos en la noche, 1962

В городе то и дело пропадаю певички из кабаре и прочие сомнительные девушки: их, по указке таинственного доктора Орлоффа похищает его слепой и уродливый помощник, Морфо. Полицейский инспектор без особого успеха ведет расследование - пока к следствию не подключается его невеста.

Режиссер: Джесс Франко

В ролях: Конрадо Сан Мартин, Диана Лорис, Говард Вернон, Перла Кристаль, Мария Силва

По мнению многих ценителей его творчества, с этого фильма и начинается "настоящий Франко" - и его стоит посмотреть всем, кто интересуется его творчеством. Так же, по распространенному заблуждению, этот фильм является римейком культовой французской ленты "Глаза без лица" - но здесь не все так просто.

На самом деле, прокат французского фильма в Испании начался позже, чем Франко снял свой фильм, но теоретически он мог бы посмотреть его во Франции, куда часто наезжал в те годы. С другой стороны, Франко это отрицает, хотя никогда не стеснялся признавать свои заимствования, вроде бы. Самое забавное, что на мой взгляд, Франко во многом справился лучше, хотя фильм Франжю принято упоминать с большим придыханием. И, опять-таки, стоит учитывать, что "Глаза без лица", не смотря на впечатляющие натурализмом сцены пластической хирургии, были психологической драмой, старательно избегающей превращения в триллер или хоррор. А Франко снимал именно хоррор во всей его красе, с учетом всех жанровых школ того времени.

Если верить рассказам самого Франко, то история съемок этого фильма выглядит и вовсе презабавной. После относительного успеха своих ранних фильмов, Франко предложил продюсерам экранизировать Бруно Травена, автора "Сокровищ Сьерра-Мадре", а по совместительству - анархиста и антикапиталиста. Книга называлась "Повешенные" и рассказывала о восстании угнетенных рабочих на мексиканских плантациях. Остановитесь на минутку и задумайтесь: фильм ДЖЕССА ФРАНКО про угнетенных рабочих? Черт, я бы такое посмотрел - исходя из более поздней его карьеры, представить этакий политический памфлет в его исполнении не просто. Как бы то ни было, продюсеры согласились, актеров набрали, контракты подписали, все было готово... И тут цензура передумала и отозвала разрешение на съемки. Все были в панике, но, после того, как Франко сводил продюсеров на сеанс "Невест Дракулы" студии "Хаммер", возникла идея: а что бы ему не снять ужастик? На самом деле, этой идее стоило возникнуть после выхода его дебютной полнометражки "Когда тебе 18": в ней был великолепный, хотя и ироничный хоррор-фрагмент с готическим замком и серийным убийцей. Но, как бы то ни было, мысль одобрили и Джесс в ударном темпе написал сценарий.

Получилась амальгама всех известных на тот момент жанровых стилей. Как ни странно, как раз влияние "Хаммер", на мой взгляд, чувствуется в фильме меньше всего. В показе декораций, во всех этих затейливых углах пространства, предстающего на экране, заметно влияние немецкого экпрессионизма, всех этих "Кабинетов Доктора Калигари" и прочих Мурнау. С другой стороны, общее течение фильм изрядно напоминало классические ужастики "Юниверсал", а сама пара главных героев (доктора Орлофа и его помощника Морфо) была явно списана с фильмов о Франкенштейне. При этом, я бы сказал, что качество "Доктора Орлофа" заметно выше, чем у среднего ужастика "Юниверсал": посмотрите хотя бы первую сцену, в которой Морфо преследует жертву - стилистика явно та же, но насколько здорово все сделано.

Более того - поскольку Франко "психологическая драма героини" не так интересовала, как его французского конкурента, он мог интереснее поработать с самой историей. Карты на стол выкладываются очень неторопливо: зритель с самого начала заинтригован, но что и почему здесь происходит, он узнает только ближе к середине фильма. Следствие тоже показано тщательнее и увлекательнее, в него можно поверить - практически до самого финала, в котором полиция глупеет так же стремительно, как и их французские киноколлеги, и, в конечном итоге, победа над преступником достигается далеко не усилиями стражей порядка.

Стоит отметить, что я смотрел фильм во французской прокатной версии: она короче испанской минут на десять, но при этом в ней есть пара сцен, которые отсутствуют в "испанке". В частности, это касается обнаженки: французский зритель мог насладиться зрелищем груди Ирмы (Мара Ласо), в то время, когда Орлофф ее оперирует. Правда, оставалось непонятным, на кой черт он режет грудь, если его интересует лицо - но, право, это все мелочи... Во второй сцене обнажают уже Ванду - когда она бродит по замку и на нее нападает Морфо. Правда, тут можно заподозрить дублершу - потому что грудь показана только крупным планом, где уже не ясно, кому она, собственно, принадлежит. Более того, в следующем кадре платье на актрисе - в полной сохранности.

Для киноманов этот фильм интересен еще и тем, что с него началось долгое сотрудничество Джесса Франко и Говарда Вернона. Сам Джесс появился в камео - он играл пианиста в ночном клубе.

В целом - отличный фильм, без всяких скидок на возраст. Если вы любите классический хоррор, то вам стоит его посмотреть. Если вы любите Франко, то вам ни в коем случае не стоит его пропускать. Интересно и то, что доктор Орлофф появится на экранах еще несколько раз, причем большинство фильмов о нем будет ставить именно Франко, и именно с участием Вернона. На сайте уже есть обзор фильма "Любовная жизнь человека-невидимки", он же "Доктор Орлофф против человека-невидимки": едва ли не единственный фильм "цикла", который снимал не Франко.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2