]]>
]]>

Thriller: En Grym Film, 1973

Маделен в детстве изнасиловал ужасный старик, потом, когда она выросла, ее насильно сделали проституткой, а ее родителей довели до самоубийства. Но она научилась водить машину, стрелять и драться - для того, чтобы отомстить всем своим обидчикам.

Режиссер: Бо Арне Вибениус

В ролях: Кристина Линдберг, Хайнц Хопф, Деспина Томазани, Пер-Аксель Аросениус, Солвейг Андерссон, Бьорн Кристиансон, Мари-Луиза Маннервалль, Хильдур Линдберг, Стиг Локрантс, Олле Нордландер

Этот фильм вызывал огромное количество скандалов и до сих пор считается чем-то запредельно жестоким и скандальным. Как же! Человек, работавший ассистентом на съемках фильмов Ингмара Бергмана снял порнографическую историю  мести, да еще и безумно жестокую...

Все это - не более, чем легенда, хотя, в чем-то, и выгодная для фильма. Да, там есть несколько порнографических сцен, в которых крупным планом показаны половые акты, которые совершают с героиней клиенты. Но они занимают от силы пару минут за весь фильм - и, на мой взгляд, художественно эти сцены вполне оправданы: они усиливают эмоциональное воздействие фильма, позволяют глубже прочувствовать состояние героини. Причем, на это работает даже монтаж, столкновение сцен. Только что мы видели, как Маделен успешно тренируется в школе карате - и вот уже она вынуждена заниматься анальным сексом. С одной стороны, это помогает прочувстовать ужас ее жизни, а с другой - подогревает ожидание того мига, когда она не выдержит и возмется за расправу над всеми и вся.

И, кстати, факт общеизвестный, но все же: в пресловутых порнографических эпизодах сама Кристина Линдберг не снималась - ее подменила дублерша. 

Переходя к жестокости: в фильме есть одна действительно впечатляющая сцена - знаменитое разрезание глаза, показанное во всех подробностях и очень крупным планом. Сделан был этот эпизод без всяких спецэффектов: глаз разрезали трупу девушки, которая покончила жизнь самоубийством. Но опять-таки, эта сцена занимает считанные секунды. 

За исключением этих эпизодов, и крови, и секса там немногим больше, чем в некоторых современных сериалах, так что запредельность фильма откровенно преувеличена. Уникальность фильм лежит в совершенно иной плоскости: в его интонации.

Чаще всего истории о мести - это истории взрыва, рассказ о человеке, который дошел до "точки кипения" и мстит не смотря ни на что. В общем-то, героиня Линдберг примерно так и поступает:  в своей жажде расправится с обидчиками, она не останавливается и перед жертвами среди обычных людей. Ее гонки на автостраде привели к нескольким авариям, она хладнокровно убила пару полицейских, ограбила своего преподавателя... Но, что самое интересное, никакого взрыва при этом нет: практически весь фильм актриса невозмутима, давая пример той самой "не-игры", которая кажется гениальным образчиком актерского мастерства. Внешних эффектов нет, но внутреннее напряжение становится до дрожи ощутимым.

Более того: насилие в фильме снято тоже весьма своеобразно. Задолго до "Матрицы" Вибениус использовал для показа экшена сло-мо, замедленное воспроизведение - причем, по слухам, использовались военные камеры снимающие едва ли не 500 кадров в минуту. Так это или нет, но драки Кристины с ее оппонентами выглядят мучительно медленными, борцовский захват становится похож на любовное объятье. В соединение с жутковатым эмбиентом, который использован в саундтреке - эффект получается впечатляющий и ни на что не похожий.

Изложена вся эта история тоже не совсем привычным образом: сюжет, мягко говоря, зияет дырами. Девушку похищают, сажают на наркотики, принудительно делают проституткой - и позволяют ей спокойно разгуливать по городу, тренируясь стрелять и драться. К концу фильма она и вовсе умудряется завалить пару полицейских, угнать их служебную машину - и спокойно на ней разъезжать ни вызывая ни то, что тревоги, а даже обычного интереса. Причем переходы сюжета не всегда объясняются, иногда их приходиться додумывать. Все это, впрочем, парадоксальным образом не влияет на интерес к просмотру фильма и даже кажется скорее особенностью картины, чем ее недостатком. Если честно, то провис ритма, мне кажется, там все-таки есть: ближе к концу, к расправе над последней жертвой - но не играющий такой уж сильной роли.

На мой взгляд, этот фильм - одна из высших точек развития авторского кино: так, как снимал эту картину Бо Арне Вибениус, не снимал никто - ни до, ни после него. Причем за всем этим чувствуется работа, понимание, чего режиссер хочет добиться и как это сделать: вспомните, он работал с Бергманом и знал, как снимают кино - просто он снимал по-своему. И вышло ни на что не похожее, завораживающее произведение искусства... 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us