]]>
]]>

Trauma (1993)

Trauma (1993, Дарио Ардженто)

Неизвестный маньяк убивает людей, обезглавливая их. В центре событий оказывается девушка, страдающая анорексией и ее новый знакомый, парень, который спас ее от самоубийства и приютил.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Кристофер Райделл, Азия Ардженто, Джеймс Руссо, Пайпер Лори, Фредерик Форрест, Брэд Дуриф, Лаура Джонсон

Довольно своеобразная работа - с одной стороны, "Травма", как и многие поздние работы Ардженто, не обладает той почти экстремальной стилистической выразительностью, которая была присуща классическим работам маэстро. Более того: это первая чисто американская работа Ардженто, и продюсеры вмешались, не позволив по традиции использовать саундтрек группы Goblin, чьи мелодии многое привносили в атмосферу ранних фильмов режиссера.

В этой картине у Ардженто снималась уже вторая из его дочерей, Азия, которая впоследствии стала довольно востребованной актрисой. В отличие от Фьоре Ардженто в "Феномене", у Азии здесь - одна из главных ролей. И, к тому же, здесь есть эротическая сцена с ее участием. В своих интервью Дарио говорил, что снимать подобные сцены с участием дочери ему всегда было так же тяжело, как и ей играть в них. Но, если честно, я так и не понял зачем, с драматургической точки зрения, нужны эти несколько кадров с обнаженной грудью. Ну и стоит отметить, что Азия присутствовала на съемочной площадке "Двух злобных глаз" и уже тогда говорила, что ей нравятся папины фильмы и она хотела бы сыграть у него однажды. Ее актерская карьера как таковая началась примерно в 1985 году, в телесериале. Более того - отец с дочерью уже успели поработать над двумя фильмами: это были "Демоны 2", поставленные Ламберто Бава и "Собор" режиссера Микеле Соави. Дарио Ардженто в обоих случаях выступал как продюсер. Любопытно отметить, что в "Соборе", если мне не изменяет память героиню Азии пытаются изнасиловать - а это был 1988 год, девочке было лет тринадцать. Словом, да, непростые у них с Дарио отношения.

Что касается непосредственно ее работы на фильме, то папа-режиссер отзывался о ней с большим уважением, утверждая, что учить ее почти ничему не приходилось. Более того, она многое смогла рассказать об анорексии, так как в семье были подобные заболевания. Сам Дарио Ардженто туманно упоминает некую кузину или кузена, но, по некоторым данным, анорексией больна была сводная сестра Азии, Анна, дочь Дарьи Николоди от предыдущего брака. В самой "Травме" Анну можно видеть на финальных титрах, она танцует на балконе, но вскоре после выхода фильма девушка погибла в аварии.

Возвращаясь к Азии Ардженто: по словам отца, готовясь к роли она несколько месяцев мало ела, настолько, что когда режиссер и юная актриса хотели закатить пирушку по случаю окончания съемок - ничего не вышло. Азии к тому времени уже просто можно было есть только по чуть-чуть.

Вообще источников вдохновения для образа анорексички было несколько: по словам Ардженто, у него была няня, страдавшая этим заболеванием. А во время приезда в Штаты, к своей дочери Фьоре, Ардженто увидел на улице молодую и стройную девушку, решил проследить за ней - и увидел, как она со знанием дела вызывает у себя тошноту.

Впрочем, анорексия - не самое интересное, что есть в фильме: как-никак, это маньячный триллер, спецэффекты к которому делал сам Том Савини. Причем на этот раз триллер получился любопытный: с одной стороны, он понятнее, проще, ближе к американским образцам жанра. К примеру, это едва ли не первый фильм Ардженто, в котором разгадка личности маньяка и его мотивации меня действительно эмоционально затронула и показалась, в своем роде, логичной. С другой стороны, временами Ардженто вспоминает о своем происхождении из итальянского кино и создает сцены, казалось бы, напрочь нелогичные, но атмосферные и "цепляющие". Здесь отрубленная голова может откатиться от тела, а потом еще и заговорить, в духе мрачных средневековых легенд. И это запоминается, хотя логику при просмотре этой сцены лучше не включать.

Возможно, именно непонимание этой специфики итальянской ветви жанра и вызвало у Пайпер Лори некоторое отторжение к фильму: она потом утверждала в интервью, что большую часть съемок смеялась на пару с Фредериком Форрестом, а потом даже не побеспокоилась посмотреть законченную картину, потому что "слышала, что она ужасна". Тем временем, Ардженто относился к ее рабте с гораздо большим уважением: как-никак за ее плечами были "Кэрри" и нашумевший "Твинк Пикс", а потом она снималась в "Факультете" у Роберта Родригеса - это если упомянуть только несколько фильмов.

Играет в этом фильме и еще одна звезда фильмов ужасов - Брэд Дуриф, которому досталась роль доктора. Позднее он снимется, к примеру, в римейке "Кудесника крови" и "Властелине колец", а до "Травмы" успел сыграть в нескольких фильмах серии "Детские игры", озвучивая Чаки, куклу-убийцу.

Напоследок отмечу, что помимо Азии Ардженто, в этом фильме раздевалась еще и Лаура Джонсон, снимавшаяся позднее в "Ночном рейсе" у Уэса Крейвена. Это одна из двух ее ролей с обнаженкой - на пару с "Фатальным инстинктом".

В целом фильм принято считать уступающим ранним работам Ардженто, но лично мне он пришелся по душе больше, чем его самые первые фильмы. С другой стороны, до эталонной "Суспирии" он, возможно, не дотягивает. Самое любопытное, что из него получилась неплохая "точка вхождения" в мир Дарио Ардженто: если начать знакомиться с его творчеством с "Травмы", то вы познакомитесь с характерной для его работ стилистикой, но "концентрация странностей" будет все-таки меньше. Собственно, для меня этот фильм как раз и стал, помнится, одной из первых встреч с Ардженто, так что я знаю, о чем говорю.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us