Том Стерн - эксклюзивное интервью / Tom Stern's interview

28 мая 2010 г.Просмотров: 3782RSS 2
Рубрики: Люди » ИнтервьюМетки: , , ,
]]>
]]>

Том Стерн - оператор Клинта Иствуда, снимавший несколько его последних картин. Он же снимал фильм Павла Лунгина "Царь". Я сумел встретиться с ним на кинофестивале и взять интервью. Оно публикуется здесь в полной версии, практически без обработки: просто расшифровка нашей беседы в настолько точном переводе, насколько это возможно.

Как начиналась ваша работа с Клинтом Иствудом?

Я начинал главным осветителем, и поскольку команда Клинта Иствуда это как семья, то, начиная работать с ним, ты как маленький ребенок. Нужно два-три фильма, чтобы дать всем узнать вас и принять вас.

Помните ли вы свой первый фильм работы с ним?

Это было на фильме «Человек из притона» (1982) , меня привел оператор, и для меня это было нечто…

Насколько жесткие указания дает Клинт?

Когда мы занимаемся подготовкой.… Это звучит как шутка, но я серьезно… перед началом работы мы проводим две-три минуты вместе, говоря о фильме. Обычно у меня одна - две книги с фотографиями, я читаю сценарий и приклеиваю фотографии стикерами на наиболее важных местах сценария, около 15 стикеров на книгу, на фото ключевые эпизоды, ничего особенного, но передает скорее дух фильма. Я передаю книгу ему, и он быстро ее перелистывает, смотрит все 15 заметок и обычно забирает одну или две для других картин.

Как снять сцену, с какой точки и т. д. – это решает вы, или решает Иствуд?

В Штатах фильм снимается небольшими кусочками, отдельными сценами. В России у Павла сценарий делился на эпизоды, как я заметил. На фильм приходиться около 150 сцен, и каждый день мы снимаем пять. Сначала я говорю ассистенту режиссера в каком порядке снимать, так как это зависит от света. Утром я прихожу на работу раньше Клинта, так что если бы мы снимали сцену здесь в ресторане, когда он пришел бы на работу, я бы уже стоял здесь, возможно с кофе, и говорил ЕМУ как надо снимать. С утра мы обычно разговариваем о чем-то, что не связано с кино. Он бы прогулялся по ресторану, а потом вернулся туда, где стою я или наоборот – ушел бы в другое место и начал бы работать там. Это необычный способ работы для режиссера.

Назовите любимый фильм Иствуда из тех, на которых вы не работали и из тех на которых работали вы?

«Письма с Иводзимы» и «Хороший, плохой, злой».

Говоря о других режиссерах: в чем различие в работе?

Это примерно как быть женатым на ком-то, но только на 4 месяца. Очень близкие отношения, но всегда немного по-разному. Я подчиняюсь режиссеру, и должен воплотить его видение, и подстраиваться под режиссера, а не он под меня.

В чем различие работы в кино в России и Америке?

В России у людей больше терпеливое отношение к процессу, все может отклониться то в одну сторону, то в другую, но это нормально. К примеру, однажды я должен был вернуться в Россию, причем работать надо было ночью, в Суздале. Мы добирались целый день, потом мне нужно было немного отдохнуть, а потом работать всю ночь, а там все в таком расслабленном состоянии. Мы должны были снимать в церкви, но как оказалось это была религиозный праздник и священник который должен был сниматься, был занят этой ночью в церкви. И никто не работал, да и не собирались. За 30 лет со мной впервые было так: я прилетел и не работаю. И я сказал продюсерам: «В Америке все просто: если мы не снимаем, кто-то будет уволен». В Штатах кино это индустрия, производство, и в ней задействовано много денег. Так что, производя искусство, вы все равно должны найти баланс с требованиями бизнеса.

Какую манеру работы с камерой вы предпочитаете?

Когда у вас есть хороший режиссер и хорошие актеры вам не надо постоянно двигать камеру, вы просто находите хорошую композицию, и камера служит рамкой для происходящего. Не камера должна быть звездой фильма, психо-физиологически когда камера нервозная, дерганная, меня это беспокоит, мне неуютно.

Какие фильмы вы смотрите в свободно от работы время?

Я предпочитаю читать, при этом я все время в разъездах, и потому постоянно заказываю книги в Интернете. Я много читаю о русской истории, и у меня много книг по русскому языку, даже о мате, но пока я очень мало продвинулся. Есть книга с фотографиями ГУЛАГа, я читаю биографию Энгельса, Троцкого, книги о битве в Сталинграде, битве за Москву, историю о Сталине и разработке атомной бомбы.

Если я не ошибаюсь, вы познакомились со своей женой на съемках фильма, и она тоже работает в кино. Расскажите об этом?

На самом деле я купил ее по интернету (смеется). Мы познакомились на фильме «Французский поцелуй», над которым оба работали. Тогда она была известнее, чем я, но оказалась достаточно добра, чтобы позволить пригласить себя на ужин. На самом деле, она из очень известной французской киносемьи, а ее предки происходят из Одессы.

Какие русские фильмы вам нравятся?

«Летят журавли». И мне нравятся фильмы 50-ых годов, соцреалистические. Не скажу, что все они шедевры, но та манера, в которой работали актеры, мне кажется очень интересной. Не могу назвать конкретные названия. Ну и конечно Тарковский, Эйзенштейн интересен.

Есть ли жанры кино, в которых вы не работали, но вам было бы интересно?

Интереснее всего фильмы, у которых сложно определить жанр. Если подумать, я практически не работал на комедиях. Как главный осветитель я работал на «Космояйцах» Мэла Брукса, и отметил, что снимать комедии совсем не весело.

Похож ли Клинт на своих персонажей, что он за человек в жизни?

Не слишком. Он очень скромный. И очень любит музыку, если бы он играл лучше – я думаю, у меня бы не было работы. Иствуд, мне кажется, предпочел бы играть джаз на пианино, а не снимать кино. Он кстати тоже любит читать, это нас связывает. Никто его не видел с книгой, кстати, кроме меня. В чем он похож на своих героев: он очень верный человек, как в вестернах. И ждет такой же верности в ответ.

Почему любимый фильм «Иводзима»?

Много причин. Производственный уровень: 6 недель съемок, и он был номинирован на лучшую картину. На структурном уровне: несмотря на то, что в фильме рассказывается об истории – это очень субъективный фильм. В чем-то это похоже на съемки «Царя», потому то мы снимали его на японском. А если ты не понимаешь слова, тебе приходится больше внимания обращать на работу с цветом, с движениями, - с тем что ты понимаешь. И еще фильм был самым популярным 8 недель в Японии. Тема для Японии болезненная, и фильм оказался окном, до нас эту тему в кино не затрагивали – и то, что картину приняли в Японии для нас очень важно.

Как вам Россия?

Я рад, что смог сюда вернуться мне нравятся люди, мне нравиться еда: блины с икрой, пельмени, борщ. У меня был забавный опыт: я увидел на гаражах вдоль дороги продавали детали для машин. В Америке их так не продают подумал я, но проехав от Москвы до Суздаля я понял, почему это так происходит: потому что дороги ужасны. Они были самым сложным опытом для меня в России.

Насколько я понимаю, вчера вы видели фильм «Царь» впервые. Как впечатления?

На самом деле, я видел фильм, потому что занимался обработкой цвета, но вчера увидел его впервые с музыкой, она определенно добавляет новую глубину, усиливает воздействие. Хотя копия была неважного качества, такое впечатление, что ее везли по той самой дороге от Москвы до Суздаля.

В оригинале этот материал делался для "Ивановской газеты", где и выходил со значительными сокращениями.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2