Техасская резня бензопилой 4: Новое поколение

23 сентября 2017 г.Просмотров: 1721RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

The Return of the Texas Chainsaw Massacre

Техасская резня бензопилой 4: Новое поколение

Парочка поссорилась во время выпускного бала и ломанулась на машине в сельскую глушь, по пути бурно выясняя отношения. По случайности, они прихватили с собой другую парочку, тихо сидевшую на заднем сиденье. И всем четверым теперь предстоит встретиться с одной семьей... Очень необычной семьей.

Режиссер: Ким Хенкел

В ролях: Рене Зеллвегер, Мэттью МакКонахи, Роберт Джекс

Странный фильм, наименее любимый мною из всех воплощений "Бензопилы" - причем считая римейки и перезапуски. Правда, новую серию я еще не видел, но сомневаюсь, что они переплюнут последний сиквел оригинальной серии.

Теоретически здесь мы имеем дело с "авторимейком": режиссер четвертого фильма был соавтором сценария первого, Того Самого и, по слухам, хотел показать, какой они с Тоубом Хупером видели эту историю изначально. Сторонники фильма чаще всего апеллируют к тому, что картину сильно порезали продюсеры, но лично меня берут сомнения. Как-никак я видел самую полную из доступных версий фильма - и сдается мне, что Хенкел изначально видел героев совсем не так, как Хупер. Это случается...

Самое интересное, что как раз Кожаное Лицо здесь у меня не вызывает возражений: образ немного непривычный, но интересный. Он явно слабоумен, легко впадает в панику, но, при этом, похоже, не определился с собственным полом: во всяком случае, он явно носит женское обличье. Для "пуристов", которых это возмущает, отмечу, что в фильме Хупера этот мотив тоже проскальзывал, хотя и менее заметно. Сцена, в которой он впервые появляется - едва ли не лучшее, что есть в фильме. Девушка сидит себе на скамейке, пытается, не глядя, отогнать муху, которая копошится в волосах. Но это не муха - это Кожаное лицо. И когда девушка, наконец, замечает это - оба принимаются орать и впадать в панику, но только если девушку паника заставляет бежать, то маньяк наоборот - нападает и пытается избавиться от источника раздражающих воплей. Весь этот эпизод, на самом деле, неплохой психологический этюд - но, как мне показалось, с момента, когда Кожаное лицо замечен и далее, вся сцена решена как практически дословное воспроизведение оригинального фильма - вплоть до нанизывания верещащей девушки на крюк. Эти кадры из первого фильма стали просто иконическими, но здесь, на мой взгляд, производят меньшее впечатление.

Вообще, что бы не говорил Ким Хенкел в интервью, каждый раз, когда он что-то изменяет - это не срабатывает. Сравните вступительные сцены обоих фильмов: в оригинале нам показывали, что герои довольно долго куда-то едут и, в конце концов, оказываются "в неведомых землях". Здесь же девушка после размолвки с парнем ломанулась на машине куда глаза глядят - и тут же, едва ли не за поворотом, наткнулась на нашу семейку психов, которая жила себе тихо-мирно, никого не трогала, да и о них самих, видимо, никто не знал. Здесь напрочь отсутствует одно из главных притягательных качеств оригинального фильма: сам момент буквально мистического перехода из одного мира, мира обычных "нормальных" людей, в другой - тот, где живут Чудовища. Причем чудовища только с точки зрения героев - у маньяков оригинала был свой, внутренне логичный образ жизни, к чему мы еще вернемся. Да, режиссер говорил, что выпускные балы и такие вот школьники - это и есть "настоящая Америка", но в данном контексте оно не работает: страна Чудовищ по всем законам мифологии не может находиться сразу за порогом.

Не работает для меня и сама семейка маньяков: из фильма толком не понятно, кто они, что, каков их образ жизни и в чем их роли в семье. Простой пример: да, у героя МакКонахи есть необычный, визуально интересный протез. Но - как он покалечился, откуда взял эту штуку, которая выглядит слишком сложной для изделия обычных сельских психов, но слишком грубой для серийной модели? Зачем, в конце концов, эта деталь вообще нужна сюжету? Ответов нет - что для фильма, поставленного бывшим сценаристом, несколько странно.

Едем далее: сцена "семейного обеда", практически обязательная часть мифологии "Бензопилы". Она тоже была переработана и тоже не в лучшую сторону: в нее внесли больше разных элементов - больше гостей за столом, больше жертв, больше воплей... Не работает. Отчасти из-за переусложненности, отчасти - потому, что зритель просто не понимает: кто вокруг него, чего они хотят?

Словом, едва ли не единственное, чем фильм интересен - это участие Рене Зеллвегер и Мэттью МакКонахи, тогда как раз стоявших на пороге славы. Но и тут режиссер решил соригинальничать: по его собственным словам, он намеренно придел героям "мультяшный" оттенок поведения. В результате актеры отчаянно переигрывают - и ход мог бы быть интересным, при одном простом условии... А зачем такая манера нужна этой истории? Как раз таки "Бензопила" лучше всего работает, когда авторы стилизуют историю под едва ли не документ - как это было и с оригиналом.

В целом, Хенкел с этим фильмом напомнил Джона Руссо: соавтор великого фильма решил показать "как надо", но вызвал разве что вежливое недоумение, как и в случае переделки "Ночи живых мертвецов". Привнесенные им мотивы тоже нужны истории как телеге - пятое колесо. Мотив "преображения" женщины, которая отказывается становится жертвой, который некоторые критики увидели в персонаже Рене Зеллвегер - не более, чем попытка сделать хорошую мину при плохой игре. И я имею в виду именно актерскую игру: возможно, здесь вина установок режиссера, но на "бунтующую женщину" героиня не тянет, хоть плачь. Второстепенная сюжетная линия с тайным обществом и заговором, участники которого и покрывали шалости Кожаного лица и его семейки - вообще не лезет ни в какие ворота. Туманных намеков на иллюминатов слишком мало, чтобы сцена на пару минут заставила зрителя переоценить все, ранее показанное. В принципе, нечто подобное могло бы сработать - но тогда эту линию стоило бы проработать подробнее.

Тем не менее, по доброй традиции фильму на пути к зрителю досталось не меньше, чем его героям: сначала студия долго мариновала фильм, потом его выпустили сильно урезанным. По слухам, изначальная версия фильма не выходила на домашнем видео вообще, наиболее полным считается канадское издание в 94 минуты, именно эту версию я и смотрел. Впрочем, самое смешное, что большая часть добавленных сцен - диалоги: к примеру, сцена столкновения главной героини с отчимом в самом начале фильма.

Поклонникам актеров, возможно, будет интересно, поклонников Кожаного Лица фильм, скорее, заставит скучать и разозлит - в общем, рекомендуется только комплетистам.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us