Суккуб
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Адриан Ховен, Джек Тейлор, Джесс Франко, Ева Браунер, Жанин Рейно, Лина Де Вульф, Мишель Лемойн, Натали Морт, Пьер Каминеччи, Ховард Вернон
Necronomicon - Geträumte Sünden
Лорна устраивает странные, эротичные и жестокие представления в своем ночном клубе. И она же видит сны - о танственном замке, о кровавых убийствах... Вскоре она обнаруживает один из приснившихся ей трупов в реальности... А потом появляется и загадочный замок.
Режиссер: Джесс Франко
В ролях: Жанин Рейно, Джек Тейлор, Адриан Ховен, Ховард Вернон, Натали Морт, Мишель Лемойн, Пьер Каминеччи, Лина Де Вульф, Ева Браунер
Один из самых загадочных и любимых критиками фанатами фильмов Джесса Франко, о котором я уже писал в нескольких словах - пять лет назад, когда впервые столкнулся с этой лентой и еще плохо представлял себе суть и размах того явления кино, которым был Франко.
Как метко заметил Том Лукас, "вы не видели ни одного фильма Франко, пока не увидите их все": суть того, что он проделывал можно уловить, кажется, только в контексте его творчества в целом. Вот и в данном случае: Франко снял, с переменным успехом несколько образчиков пальповой фантастики и три пародии для шпионские боевики - ленты сравнительно простые, временами забавные, в как минимум одном случае - откровенно скучноватый фильм. И практически сразу после "Атаки роботов" и "Неустрашимого Лаки" Франко снимает "Некрономикон" - странный фильм, больше похожий на психоделическую джазовую импровизацию, выполненную средствами кино. Сюжет здесь практически не пересказуем, так как большую часть времени зритель вообще не понимает, что происходит - да и понимания, похоже, не предполагалось. Каким образом Франко сумел перейти от предыдущих фильмов к этому и потом, насколько я понимаю, обратно - загадка...
По сути, все это - одна большая игра с самим понятием "реальность". В начале вы видите мощнейшую сцену, которая могла бы украсить любой эротический ужастик - но она оказывается всего лишь садо-мазо представлением в клубе. Потом возникает и вечеринка с ЛСД, на которой люди ведут себя, мягко говоря странно - но кто поручится, что это не галлюцинации главной героини? Возникают по ходу фильма и загадочные сны - но некоторые из них, похоже, вполне реальны.
Самое интересное, что если бы сюжет был изложен несколько более внятно, отталкиваясь от нескольких эпизодов - вроде того, который происходит в комнате с манекенами, получилось бы довольно стильное и своеобразное джалло, пусть и снятое испанцем. Но Франко явно добивался совсем другого эффекта.
Более того, при желании не сложно обнаружить перекличку с фильмами... новой волны, включая того же Годара, которого в фильме упоминают прямым текстом и довольно уважительно. Пересмотрите сцену с игрой в ассоциации, которая ведется по совершенно не понятным зрителю правилам, но все равно чем-то цепляет. Подобная сцена запросто могла бы объявиться и в одном из фильмов Жана-Люка Годара, но... каждый раз, когда в "Суккубе" всплывают подобные мотивы - возникает и подозрение, что Джесс Франко снимал эти сцены как своего рода дружеский шарж на "Новую волну" - причем во времена расцвета этого движения.
Для поклонников режиссера стоит отметить, что с этого фильма началось сотрудничество режиссера с Жанин Рейно и Джеком Тейлором - обладателем крайне колоритной внешности, который будет сниматься у Франко довольно часто. Появляется здесь и Говард Вернон, которого уже на тот момент можно было считать ветераном картин Франко. \
Как обычно для фильмов того времени вообще и творчества этого режиссера в частности, фильм существует в нескольких версиях. Лично я смотрел вариант "Суккуб", существенно перемонтированный, переозвученный и переименованный для американского проката, но, к сожалению, немецкой версии, той, которую можно считать режиссерской, мне как-то не попалось под руку. Найдется - с удовольствием пересмотрю и сравню свои впечатления. Но не могу не отметить иронию судьбы: испанец Франко, снимая фильм и выпуская его в прокат в Германии (в Испании цензура грудью легла на амбразуру, как я понял) называет фильм "Некрономикон" - явно заимствуя это слово из творений Лавкрафта. Сам Франко, правда, утверждал, что нашел книгу "Некрономикон" на полке у продюсера фильма и исполнителя одной из ролей - Пьера Каминеччи, при чем сюжет фильма как раз на этйо книге и основан... Но, сдается мне, что он просто решил пошутить. Самое смешное, что как раз американские прокатчики, земляки Лавкрафта, сочли название непонятным и решили выпустить его как "Суккуба" - хотя с содержанием фильма это слабо соотносится.
Словом, интереснейший фильм, к которому я явно буду время от времени возвращаться - и который мне удалось полюбить далеко не с первой попытки, о чем и хочется предупредить заранее.