Говард Филлипс Лавкрафт - Старый Сумасброд
H. P. Lovecraft - Old Bugs, 1959
Чикаго, 1950. Сухой закон еще в силе, но это не мешает любителям порока найти лазейку. Появление очередного юноши, желающего познать жизнь во всей ее истине, оказывает странное воздействие на местного уборщика.
Рассказ был написан в 1919 году, перед самым вступлением в силу "сухого закона", для приятеля Лавкрафта, который как раз и решил "попробовать жизнь": купил себе пару бутылок спиртного, выпил их (не известно, целиком ли) и еле дополз до дома ГФЛ. Рассказ, насколько я понимаю, для публикации, в общем-то не предназначался и увидел свет только после смерти автора, это стоит учитывать при чтении.
Как не стоит забывать и того, что в те годы стилистика Лавкрафта окончательно еще не сформировалась, он искал себя, экспериментируя с жанрами и стилями. Данное произведение, как не сложно заметить, технически относится к фантастике, причем того сорта, что по нашу сторону океана называли "фантастикой ближнего прицела". При этом, как мне показалось при чтении оригинала, стилизован рассказ еще сильнее, чем обычно у Лавкрафта и изрядно напоминает "душеспасительные" и воспитательные произведения викторианской эпохи и разукрашена отлично переданной неграмотной речью "низов жизни". Стилизация вышла отменной, но наставительность меня раздражала ничуть не меньше, чем в исходных образцах. Перевод, кстати, мне показался неплохим, но язык производит менее архаичное, на мой вкус, впечатление.
Впрочем, преувеличивать фантастический элемент тоже не стоит: в рассказе, по сути, никак не описывается мир на тридцать лет вперед относительно времени его написания. Все действие происходит в пивной, выписана она более-менее правдоподобно, но сомневаюсь, что все происходило именно так - даже сразу после вступления в силу закона. По сути, убежденный трезвенник Лавкрафт, во имя лучших побуждений, рисует этакую череду кошмаров опустившегося человечества, что-то преувеличивая, где-то передергивая, где-то описывая "как видит".
С литературной точки зрения подкачал разве что сюжет: сразу после экспозиции не сложно просчитать, что может предпринять автор, имея такой набор персонажей. С другой стороны, некоторое эмоциональное воздействие история таки оказывает, и написана она неплохо. К сожалению, не знаю, проникся ли ей адресат рассказа и пил ли он в дальнейшем.
Как бы то ни было, на рассказе можно заметить и родимое пятно его происхождения: любой проповедующий фанатик каким-то чудом добивается возникновения одного и того же гниловатого привкуса: будь то христианский сектант, проповедующий против секса или убежденный трезвенник, живописующий ужасы пьянства. Помнится, Берроуз, который знал о чем говорил, речь о вреде наркотиков уложил в одно короткое предложение: "Кто поумнее, тот с дурью не свяжется". В его устах это прозвучало весомее, чем данное произведение Лавкрафта.
В целом, читать эту забавную безделушку стоит, наверное, только комплетистам и фанатам автора. Остальные, без всякого для себя вреда, могут ее пропустить.