]]>
]]>

La piovra, 1984

La piovra, 1984

Убит комиссар полиции и разобраться с этим делом прислали амбициозного и хваткого комиссара Каттани. В один день с бывшим комиссаром хоронили и местную аристократку, покончившую с собой. Возможно ли, что эти дела как-то связаны и не знает ли что-то важное дочь самоубийцы, молодая наркоманка по имени Титти?

Режиссер: Дамиано Дамиани

В ролях: Микеле Плачидо, Барбара Де Росси, Николь Жаме, Флоринда Болкан, Франсуа Перье

Первое, что понимаешь втянувшись в просмотр сериал впервые за последние лет двадцать пять или тридцать - то, что он очень качественно сделан, но совершенно не является тем, чем все его считают: по сути, никакой это не криминальный детектив, а чистейшая мелодрама. Следственные приемы Каттани, мягко говоря, не однозначны. Он строит обвинение на коробке спичек - но эта улика был изъята незаконно и в суде принята быть не может. Он надеется на показания Титти - но, во-первых, она наркоманка и независимо от того, вылечиться она или нет - ее показания довольно легко оспорить. К тому же личные отношения комиссара и свидетельницы нисколько не упростили бы ситуацию.

Его схемы с движением денег на счетах и вовсе меня озадачили: деньги переходят с одного счета на другой (они часто так делают, ага), якобы используются для незаконных операций - так и надо этими операциями заниматься, а не схемы чертить. То есть финансовая схема есть, о ней говорят, ее бояться преступники, но почему - совершенно не понятно. А уж сцена, когда Коррадо мечется по городу, задавая "тонкие" наводящие вопросы после похищения дочери - по-человечески она понятна, но при этом становится ясно, что наш матерый следователь, запугавший мафию, ничего не знает о том, кому он, собственно, противостоит - если в таком положении вынужден задавать вопросы кому попало.

Более того - сама ситуация в первом сезоне довольно странная: по сути, идет расследование деятельности мелкого дилера, который зарвался и "превысил полномочия": в том, как показан Чиринна, нет ничего, что заставляло бы подумать, что ему позволено вот так запросто валить комиссаром полиции - но этот вопрос сценаристы старательно обходят стороной. Якобы, каким-то неясным образом разбираясь с этой шестеркой, Коррадо задел интересы верхушки - и потому с ним решают разобраться. Того "несгибаемого комиссара", который вошел во все поговорки, в первом сезоне нет и в помине.

Что же касается подачи материала,то, как я уже и сказал, сделано все очень качественно: первая серия строится вокруг двойных похорон и это позволяет легко и непринужденно представить пару десятков персонажей - схожие функции, помнится, выполняла в "Крестном отце" свадьба.

Во второй серии интересно используются даже такие мелочи как сигарета: посмотрите, как она ведет себя в руках у Каттани, когда тот разговаривает с помощником. Она дергается, постоянно и нервно движется, Коррадо орудует ей как кошка хвостом. И визуальной рифмой к этому моменту возникает еще дымящаяся сигарета в руке уже мертвого Маринетти.

Красиво была сделана и сцена с вечерним платьем Титти: когда, стоя перед зеркалом и собираясь, аристократка понимает, что модель с открытыми руками она одеть не сможет - из-за состояние вен.

Интересно, что в первых трех сериях явно прослеживается мотив сексуального напряжения героя - и кульминация его наступает именно в третьем эпизоде. У него изначально непростые отношения с женой, потом она и вовсе ему изменяет, сам Каттани долго засматривается на аристократку, но не сразу решается сблизиться с ней... Правда, до вульгарного фрейдизма сериал все-таки, на мой взгляд, не опускается: дело не в том, что преследование комиссаром мафии - лишь проявление его сексуальной фрустрации. Преступников-то он преследует принципиально - но вот риск, на который он постоянно идет, напор, иногда неоправданный, с которым он действует - явно связаны с сексуальным напряжением героя.

Интересно, что с четвертой серии (ровно середина сезона) сексуальная подоплека явно слабеет: жена уезжает, аристократке дают от ворот поворот. Каттани начинает напрямую взаимодействовать с людьми, включая своих противников - и вот тут-то он и выглядит, временами, очень наивно: чего стоит только его звонок с благодарностями, после того, как прокурор передумал. С другой стороны, любопытно присмотреться к разговору с Ольгой: как интимно и "ненароком" он поправляет ей рубашку.

Пятая серия может похвастаться, как минимум, одной великолепной сценой: ночной телефонный разговор с женой. Это отлично сыграно, здесь у обоих актеров точно выверенные, "цепляющие" интонации и эмоционально сцена действует сильнее, чем многие, казалось бы, более напряженные. Обращает на себя внимание и то, что с похищением дочери ритм действия явно замедляется.

Последняя серия стала едва ли не самой любопытной в сезоне. Во-первых, неожиданно, полнее раскрывается образ Чиринна: больше его не выставляют однозначно скользким подонком, судя по его реакции Титти он искренне любил и не понимал, к чему могут привести его действия. Более того, на наркотики он ее подсадил (хотя прямо об этом нигде не говорится) - возможно, именно потому, что не видел для бандита средней руки другого способа сблизиться с аристократкой. Более того, из этой серии возникает ощущение, что он представитель не низшего, а как минимум среднего звена в преступной иерархии: нечто вроде бригадира, к примере.

Сама история здесь более или менее "скругляется", так что непонятно, планировалось ли изначально снимать продолжение или на этом история и должна была завершиться. Как бы то ни было, по раскладу на начало эпизода, Коррадо вполне мог превратиться в эпического героя в точном смысле этого слова, подобно персонажу Чоу Юн-Фата и его друзьям в "Праве на жизнь 2". Он мог стать воином, которому нечего терять, который ничего не боится и идет на свой финальный бой. Что самое интересное, с мелодраматической атмосферой большей части первого сезона это отлично стыковалось бы. Но создатели "Спрута" решили пойти другим путем. Каттани преодолевает искушение, он остается человеком и проходит по самой грани закона не срываясь с нее окончательно. Отсюда и относительно "счастливый", но открытый финал: его зовут обратно в полицию, у него есть и желание, и возможность пойти до конца, до верхушки. Но, с другой стороны, семья его приняла, а значит, теперь ему есть за кого бояться и кого защищать. По финалу первого сезоне неясно вернется персонаж к своей борьбе после всех тех испытаний, через которые прошла его семья.

В целом, возвращение прошло успешно, мне понравился сериал, хотя, конечно, по прошествии лет его смотришь уже другими глазами. И, кстати, как не сложно заметить по подборке фото, в сериале есть некоторое количество эротических сцен, снятых достаточно целомудренно, впрочем. При показе по советскому ТВ, насколько я понимаю, они вырезались. Но продолжение уже ждет своего часа...

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us