Спираль (1998, Япония)

]]>
]]>

Rasen (1998, Japan)

Rasen (1998, Japan)

Андо, врач, недавно потерявший сына, хотел покончить с собой - но не поднялась рука. А вскоре ему пришлось делать вскрытие своего друга - Риюдзи Такаямы. Еще во время вскрытия его мертвый приятель встал и заговорил с патологоанатомом - и это было только начало погружения в кошмар.

Режиссер: Дзёдзи Ида

В ролях: Коити Сато, Мики Накатани, Хинако Саэки, Хироюки Санада

Именно этот фильм стал продолжением нашумевшего "Звонка" режиссера Хидео Накаты - и, насколько я помню, уже тогда он вызвал не самые одобрительные отзывы. Между прочим - зря: экранизация получилась более или менее следующая основной канве книги - и, что самое печальное, именно в этом ее уязвимость. Далее, разумеется, спойлеры...

Как и роман "Спираль" этот фильм резко меняет стилистику: на место камерного фильма ужасов, со своеобразной и жуткой атмосферой, пришла... научная фантастика. Причем самого, что ни на есть диковатого толка: с вирусами, которые передаются через видеокассеты и дневники, и тому подобными идеями. Но, если у Кодзи Судзуки была довольно большая по объему книга, которая позволила вывалить все это на читателя достаточно постепенно, то фильм укладывается в стандартные полтора часа, обеспечивая зрителю взрыв мозга. Тем паче, что со сменой стилистики автоматически нарушилось и "золотое правило продолжений" - зритель хочет "все то же самое, но еще больше". Отсюда, как мне кажется и не самый теплый прием.

Тем временем, сам по себе фильм довольно хорош, в нем есть свои удачные находки. В первую очередь это сцена вскрытия, на которой труп решает пообщаться - одна из самых жутких во всем цикле, на мой взгляд, и вполне способная соперничать с пресловутым эпизодом, в котором Садако вылезает из телевизора.

Не менее интересна оказалась и развязка - обратите внимание, как минимальными средствами меняется наше восприятие героини, когда Андо приходит домой, уже зная, что перед ним - возрожденная Садако. Еще более шикарной оказалась финальная сцена, с беседой на пляже: это уже не вылезание из телевизора, это работа на гораздо более тонком уровне. Трое человек говорят между собой - но, если смотреть внимательно и, желательно, с оригинальной озвучкой, чтобы слышать интонации актеров... Внезапно понимаешь, каким инфернальным ужасом напоена эта сцена: да, разговор, по большей части спокойный и дружелюбный, но старый знакомец и его девушка, которые стоят перед героем - это не те же люди. Это вообще не люди, это принципиально иные существа, которые готовы прийти к людям на смену. И эта их чуждость сквозит в каждом движении и слове - хотя я не готов показать пальцем, как именно актеры этого добивались.

При этом, поймите правильно - я вовсе не хочу сказать, что фильм лишен недостатков. К примеру, от картинки ощутимо веет телевизионностью, да и сама манера строить кадры, в которых персонажи, сидящие вооооооооооон в том углу ведут разговор, но ты видишь только их фигуры на площади.... Такая подача материала мне тоже не показалась оправданной. С другой стороны, в фильме появилась некоторая эротичность, которой не было в первой ленте - и для кого это тоже будет достоинством.

Как бы то ни было, фильм в целом работает, в нем есть несколько сцен, которые намертво запоминаются - чего еще желать? Лично мне он кажется интереснее, чем "Звонок 2", снятый именно на потребу рядовому "зрителю не в теме", которому нужно только повторение пройденного. Хотя и к "Звонку 2" я отношусь достаточно тепло - но, все-таки, "Спираль" - фильм более амбициозный и дерзкий. Все претензии по содержанию и безумным сюжетным ходам - направляйте непосредственно автору литературного первоисточника. Возможно, фильм получился слишком кратким - но ведь есть еще и сериал, при случае, надо будет сравнить, пошло ли увеличение хронометража на пользу истории.

Лично я люблю "Спираль" и считаю ее весьма недооцененной - и рад тому, что продолжения снимались, насколько я понимаю, отталкиваясь именно от этого фильма. И романов Кодзи Судзуки, само собой.

Для киноманов отмечу, что Садако здесь играет Хинако Саэки, сыгравшая ее только в этом фильме - но зато она же снималась в сериале "Эко-эко Азорак" и в третьей части одноименной киносерии, в России так же известной как "Волшебница тьмы".

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us