]]>
]]>

Скины

Оригинальное название: Romper Stomper

Скины, Romper Stomper, Рассел Кроу

Мельбурн. Банда скинов, враждующих с местными азиатами. Разборки, разборки, любовная линия, чтение "Майн Кампф", разборки из-за любовной линии...

Режиссер, вроде бы, замышлял антифашистскую картину, но это не помешало фильму стать культовым именно в скиновской среде.

Режиссер: Джеффри Райт

В ролях: Рассел Кроу, Дэниэл Поллок, Жаклин МакКензи, Алекс Скотт, Ли Расселл, Дэниэл Уилли, Джеймс МакКенна, Эрик Мьюек, Фрэнк Мэгри, Кристофер МакЛин

Сам я смотрел этот фильм очень давно, когда он только что вышел на экраны и, помнится, мне понравилось. Собственно, не считая Правда, саундтрек запомнился больше фильма, но это другой разговор. Скины - явление, мягко говоря, неоднородное и к неофашистам не сводится. Фильм, как всегда, показывает именно эту сторону движения.

Заодно предлагаю вам прочесть самый интересный обзор этого фильма, который мне встречался на русском языке. Он заимствован с сайта Vintage cinema, с любезного разрешения автора. По ссылке, кстати, ее ЖЖ, чтение весьма любопытное.

От "Скинов" осталось чувство некоторого разочарования.

Рассказываемая история несётся на вас со всей мощью лобовой атаки. Никаких намёков, тайных смыслов, подспудных течений и скрытых аллюзий. Всё на поверхности. Вот уродливые белые гопники, а вот они мешают жить хорошеньким трудолюбивым азиатам. Прям орки против эльфов.

Белым гопникам невозможно сочувствовать ни одной секунды, даже когда азиаты безжалостно лупцуют их на задворках азиатского ресторана. Глядя на фотографию Джеффри Райта, который в данном случае не только режиссёр, но и сценарист, понимаю, что иначе и быть не могло: сам мистер Райт менее всего похож на потомка англо-саксов, и какое бы то ни было сочувствие с его стороны к радикальным националистам совершенно исключено.

Исключено-то оно исключено, но хоть как-то разобраться с тем, откуда берутся накачанные мальчики, способные ударить девочку по лицу только за то, что она азиатка... Справился ли Джеффри Райт с такой задачей?

Своё отношение к бритоголовым режиссёр выразил опосредованно. В структуре сюжета заложено то, что не проговаривается в репликах, но имеет значение для объяснения мотивации героев.

У них нет семей. Нет родительского дома, куда можно приползти зализывать раны и на который делается ставка. Это брошенные, никому не нужные дети, уличная безотцовщина, потомство алкоголичек, с печатью врождённой обречённости на бесформенных лицах. (Кастинг, кстати, отличный, - в шайке "скинов" ни одного актёра с человеческим лицом, и даже потенциальная кинозвезда Рассел Кроу выглядит преимущественно уродом).

Откуда у этих парней столько головной боли о генофонде нации, и какое своё участие в этом вопросе они себе мыслят... загадка, на которую объяснений не даётся. На всю гоп-компанию есть две страховидные девушки совместного пользования, но никакого помёта они пока не принесли и о методиках передачи идейного наследия потомству судить рано.

А ведь вопросы воспитания подрастающей смены - отнюдь не праздные вопросы, когда речь идёт о расширении маргинальных субкультур.

Здесь проявляется ещё один аспект отсутствия родительской гавани. Эти мальчики не получили свою ненависть к инородцам от собственных отцов и дедов, за неимением таковых. Где они, воспринятые модели поведения? кто они, нравственные авторитеты уличной братии? Кроме томика "Майн Кампф" - ничего больше. Маловато, согласитесь, да и поверить трудно в "Майн Кампф" как захватывающее чтение. Всё-таки фюрер тяготел к живописи, а не к изящной словесности.

Поведение скинхедов, тем самым, больше похоже на модель стада копытных, у которых холостые самцы держатся поодаль от гаремов удачливых соплеменников. Причём в роли удачливых соплеменников в "Скинах" никто не выступает. Из "нормальных" законопослушных белых австралийцев Джеффри Райт фактически предъявляет только богатого педофила, владельца разорённого бара да неудачливый полицейский патруль.

На мой скромный взгляд, отсутствие противовеса нельзя считать достоинством сценария. Австралийские уличные пацаны, получается, видят только, как педофил принимает у себя в особняке малолетку, привычный им бар разорился и продаётся инородцам, а дубина-полицейский стреляет в беззащитного подростка. (На самом деле, педофила его жертва при желании легко могла бы засадить куда следует, посетители в бар не ходят именно из опасения нарваться на дурновоспитанных бритоголовых, а беззащитный подросток не пальнул в полисмена только потому, что не располагал пистолетом с неспиленным бойком).

Общее отношение этих, киношных, скинов к женщинам (которое, согласитесь, важный показатель состоятельности или несостоятельности жизненной программы любого мужчины) проявляется через любовный треугольник.

Однако, когда история стремительно вырулила из войны орков с эльфами на извращённое подобие любовного треугольника, мне стало совсем кисло. Мотивации героини поданы с изяществом удара кувалдой по лбу. Мама девочки погибла при непрояснённых обстоятельствах, и девочка до сих пор сомневается, не из-за того ли, что мама узнала об особых отношениях доченьки с немолодым и некрасивым богатым папочкой. В связи с чем вся вина возлагается на папочку.

Папочка, конечно, ещё тот жук, но разве это повод для девочки ни хрена не работать, а вместо того сожительствовать с наркоманами и скинами? Всем этим можно заниматься и после интрижек с обычными одноклассниками.

Такую наглую эксплуатацию темы инцеста я бы пережила легко, если б Райт не поскупился на нечто эротичное-эротичное. Таки любовный треугольник, было где развернуться в съёмке любовных сцен. Ведь пока Хэндо (Рассел Кроу) обжимается с милашкой Габи (Жаклин МакКензи), его лучший друг Дейви (Дэниел Поллок) следит за парочкой ревнивым глазом и пьёт больше обычной нормы, чтобы поскорее отключиться. Габи понравилась с первого взгляда обоим парням, и это давало надежду на присутствие какой-никакой эротической напряжённости среди героев.

Я было настроилась на быструю мутацию сюжета в подобие "Третьей Мещанской", с итоговым возвращением Габи в объятия Хэндо. Но как бы не так! Любовный треугольник получился уродливым, неправильным. Его вершиной стала не женщина, а один из мужчин, и борьба на выдавливание идёт между девочкой и её "бывшим", а не между двумя соперничающими самцами, как оно должно быть.

И опять-таки, - возвращаясь к достоинствам Райта как сценариста, -мотивации оголтелого скина Хэндо не проговариваются напрямую. Вот он от Габи ни на шаг не отходит, а вот вдруг рррраз - и посылает её куда подальше. Но зрителю настойчиво внушается мысль, что Габи чем-то больна, ей нужны лекарства, у неё случаются припадки, и можно догадаться, что в концепцию расовой чистоты не вписывается размножение белой расы посредством девочки-эпилептички, какой бы томной блондинкой она не была.

Но ведь не сразу же Хэндо бросил Габи! И в "Скинах" в достаточной мере присутствуют сцены животной страсти, которыми наиболее наглядно демонстрируется избыток невыпущенного пара внутри молодого организма...

Но вот тут-то и случилась закавыка. Где, где столь милое сердцу любого зрителя взаимное притяжение любовников, хотя бы и бывших? У Габи к Хэндо после расставания чувств не больше, чем к дохлой лягушке, и она пользуется с его стороны полной взаимностью. И это люди, ещё пару дней назад предававшиеся утехам плоти при каждом удобном случае!

Впрочем, даже в таком деформированном виде любовный теугольник играет положительную роль для развития сюжета, хотя и не решает основной конфликт. Проявив выдержку и разумность, Райт как сценарист не пошёл на забрасывание персонажей популистскими лозунгами о толерантности и человеколюбии. Нет, его герои поссорятся по личным причинам, и братство бритоголовых рухнет не из внутренних идейных противоречий, а под напором индивидульных амбиций Дейви и Хэндо.

Более того, даже оставив дружков и мигрировав под бабушкино крыло, Дейви не высказал ни малейшего сожаления о былых бесчинствах и, в принципе, остался всё тем же бритоголовым, только обиженным за неуважение товарищей к его даме сердца.

То есть оказалось разрушено изнутри не мировоззрение персонажей, а то единственное, что делало данную группировку бритоголовых некоей общественно значимой силой, - их стойкий коллективизм, нерушимая стайность. И разрушено всё это случайными факторами - личной неприязнью к больной девушке одного юноши и личной привязанностью другого.

Тем самым, истоки неонацистских молодёжных течений выводятся Райтом из тех же источников, что и любые другие маргинальные субкультуры. Эти источники - детская беспризорность и ищущая точку приложения юношеская агрессия. В идейный спор со скинхедами Джеффри Райт, на мой взгляд, так и не вступил, только предложил героям попробовать блюд по своим же рецептам - ударов битами и зуботычин от численно превосходящего противника.

Всё-таки фильм любопытный, о просмотре ни капли не сожалею. Сожалею об упущенных возможностях, о недожатом нерве, о нехватке внутреннего драйва, на который уже вполне способен был актёр Рассел Кроу в свои 28 лет. Насколько экспрессивней, запутанней всё могло быть, с показом сумятицы юных чувств и взрывов горячих страстей, усиль Джеффри Райт соперничество двух друзей за одну женщину. Сумятица в любви подчеркнула бы противоречивость социально-политических идей, не так ли? Ведь фильм-то не про молодёжь вообще, а про "скинов".

Русское лицензионное издание выходило впервые еще на видеокассетах, но тираж давно распродан. Зато, как видите, его можно найти даже в переводе Гоблина, каковой и рекомендую.

На Западе выходило несколько изданий, в том числе двухдисковое.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us