Синяя борода (1901)
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Блёэтт Бернон, Жанна д’Альси, Жорж Мельес, Синяя Борода, Хронология ужасов
Barbe-bleue (1901, Georges Méliès)
Богатый аристократ по прозвищу Синяя Борода женится на молодой девушке. Через некоторое время он уезжает, доверив жене ключи, и предупредив ни в коем случае не открывать одну из дверей. Любопытная девушка не выдержала - и обнаружила трупы своих предшественниц....
Режиссер: Жорж Мельес
В ролях: Жорж Мельес, Жанна д’Альси, Блёэтт Бернон
Продолжаем нашу "Хронологию ужасов" - по одному фильму за каждый год существования жанра.
Первая экранизация этой истории, с тех пор вдохновлявшей многих кинематографистов. Эту сказку опубликовал француз Шарль Перро - и только справедливо, что на экран ее впервые перенес его соотечественник, Жорж Мельес.
Сюжет изменился, насколько я понимаю, только в двух деталях: во-первых, помогает жене спастись от казни ангел, а не служанка, как это было у Перро. Во-вторых, когда в конце Синяя Борода оказывается побежден - тот же ангел воскрешает и предыдущих жен злодея тоже, чтобы девушки достались в жены своим спасителям.
Прототипом самого по себе персонажа, как известно, чаще всего называют знаменитого Жиля де Ре, маршала Франции и сподвижника Жанны д’Арк, которого позднее обвиняли в сатанизме и ритуальных убийствах. Правда, как и в случае с графиней Батори, многие историки считают дело сфабрикованным по политическим мотивам.
Что касается этого фильма, то тут есть несколько любопытных деталей. Во-первых, в отличие от всех фильмов, о которых пока шла речь в цикле "Хронология ужасов", этот - довольно длинное, связанное повествование. В течении 10 минут действие несколько раз переносится в разные места, меняются декорации, на экране периодически возникает довольно многочисленная массовка. Усложнились и стали разнообразнее спецэффекты. Зато операторская работа остается, обратите внимание, неизменной: единственная камера неподвижно снимает "из первого ряда", как и в предыдущих фильмах Мельеса.
С актерами дело обстояло довольно привычным образом: главную роль, разумеется, играл сам Мельес. Его молодую жену воплотила Жанна д’Альси - супруга самого режиссера в реальной жизни, уже знакомая нам по фильму "Замок дьявола". Ангела (некоторые источники, впрочем, считают, что это была все-таки, фея) сыграла Блёэтт Бернон: актриса, которую Мельес снял в пяти фильмах - и, как правило, в ролях, разных сказочных персонажей.
Интересен этот фильм и еще двумя обстоятельствами: во-первых, здесь, этак невзначай, и, насколько я могу судить, впервые в мировом кино, возникает каннибальская тема. Во время суеты на кухне, где готовится свадебный пир, один из слуг падает в котел - но достать из него получается только одежду... Что наводит на размышления о праздничном меню.
А во-вторых, некоторые утверждают, что в этом фильме впервые возникает скрытая реклама. В той же сцене на кухне поварята проносят гигантскую бутылку шампанского - к сожалению, в той копии, которая доступна мне, рассмотреть какую именно марку предпочитал Синяя Борода - не получается.
Подводя итог: фильм получился значительно более сложным в постановочной части, чем любой из перечисленных ранее. Он с интересом смотрится - хотя пристрастие постановщика к циркового типа клоунаде время от времени берет верх. Лично мне эти моменты показались несколько неуместными - они противоречат едва ли не оперной помпезности остального фильма. Тем не менее, 113 лет после его создания "Синюю Бороду" вполне можно смотреть и обсуждать как фильм, а не как забавную археологическую древность.