Синдром Стендаля

]]>
]]>

La sindrome di Stendhal, 1996

The Stendhal Syndrome, La sindrome di Stendhal, Синдром Стендаля

Молодая сотрудница полиции приезжает во Флоренцию, чтобы помочь в расследовании маньяка, который убивает и насилует женщин. Ей назначена встреча во всемирно известной картинной галерее, но войдя туда женщина понимает, что картины обладают над ней странной властью: они затягивают ее внутрь живописного полотна.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Азия Ардженто, Томас Кречманн, Марко Леонарди, Луиджи Диберти, Паоло Боначелли, Жюльен Ламброшини

Этот фильм изначально планировалось снимать в США, на главную роль Ардженто звал Бриджит Фонду, потом хотел пригласить Дэрил Ханну, но ни то, ни другое не получилось. В результате действие перенесли в родную режиссеру Италию, а в главной роли оказалась его дочь, Азия.

"Синдром Стендаля", упрощенно говоря, - состояние, при котором вид произведения искусства (не только живописи, но и архитектуры, скульптуры и т.п.) может привести к дезориентации и даже галлюцинациям. Стендаль описал нечто подобное в своих дневниках, а современная итальянская специалистка по психологии предложила этот броский термин и написала книгу о самом явлении - вовсе не роман, к слову сказать, вопреки утверждениям некоторых сайтов. Ардженто, прочтя ее, решил положить синдром Стендаля в основу своего сюжета, как не раз уже делал с газетными заметками и тому подобными "источниками вдохновения".

Правда, на мой взгляд, отчасти жульничал: привязка пресловутого синдрома к событиям фильма кажется, мягко говоря, натянутой - и используется, скорее, как предлог для появления любопытных, а по тем временам и весьма новаторских спецэффектов, но для сюжета как такового эти изыски не слишком-то и нужны.

Ярче всего это, пожалуй, видно в знаменитой подводной сцене. Героиня видит на картине бухту или нечто вроде того, но она не оказывается на берегу, а сразу уходит под воду - третьи подводные съемки в карьере Ардженто, если я не ошибаюсь. Более того: к ней тут же приплывает гигантская рыба с человеческими чертами лица, они целуются... Это вот так она оказалась внутри картины? Где она там все это углядела? Не говоря уж о том, что сам титульный синдром - проявление остроты восприятия, так сказать, паническая атака при встрече с прекрасным, а не галлюцинации героини этого фильма. Сам Ардженто говорил, что переживал нечто подобное, когда был со своей семьей в Греции и увидел Парфенон: "Я был совершено потерян, меня тошнило". Не похоже на то, что происходит с героиней его фильма, не так ли?

С другой стороны - сами по себе эти сцены визуально изысканы, правда, на мой взгляд, попахивают, скорее, творчеством Терри Гиллиама, чем Дарио Ардженто. Упомянутую сцену с рыбой, кстати, снимали не в бассейне, как это обычно делается, а в открытом море, но сама рыба была сделана при помощи аниматроники - то есть, грубо говоря, это дистанционно управляемая кукла в натуральную величину.

Если уж искать типичные для данного автора мотивы, то интересно вот что: у Ардженто, как правило, мы имеем дело с частными лицами, которые вынуждены расследовать преступление из-за того, что полиция раскрыть его не способна. Здесь же ситуация слегка поменялась: главная героиня, номинально - сотрудница полиции, но на деле она практически не пользуется полицейскими методами работы и большую часть фильма проводит в роли жертвы - даже более уязвимой, пожалуй, чем любой из предыдущих, "штатских" героев. Впрочем, по мере движения сюжета, странность фильма усугубляется, но далее будут СПОЙЛЕРЫ.

Первый же кандидат в маньяки, которого нам подсунули, действительно им и оказывается, то есть следствия как такового здесь нет: это история не о поисках убийцы и насильника, рассказ пойдет о его поимке... Но не тут-то было: маньяка ловят примерно к середине фильма и история снова меняет свой характер - "Синдром Стендаля" оказывается повествованием о женщине, которую изнасиловал преступник и теперь она пытается освободиться от его влияния. В этом смысле довольно важна встреча с французом-студентом, которого совершенно не случайно зовут настоящим именем Стендаля. Вот только истолковать эту встречу не так-то просто: что она несет для героини? Попытку забыться, "Начать жизнь заново"? Или, наоборот, поскольку парень связан с искусством, то для героини Азии Ардженто он - своего рода "безопасная версия" того самого маньяка? До самого финала эту часть истории истолковать определенным образом невозможно, но в конце, когда мы понимаем, что героиня потерпела крах - значение истории с Мари меняется, как мне кажется.

Словом, фильм получился довольно необычным, Ардженто в интервью даже говорил, что это его любимая работа и, в общем-то, можно понять почему. "Это экспериментальный фильм, он все время меняется", - добавлял он. Другой разговор - и недовольство некоторых зрителей может именно этим и объясняться - что это не история о маньяке, и даже не о пресловутом синдроме. Это, как и сказано выше, история Анны, девушки-полицейской, которая стала жертвой и попыталась жить с этим дальше. По словам режиссера, для его дочери это был непростой опыт, она даже плакала на съемках, но папа только говорил: "Так нужно для фильма". Отмечу, что особо откровенной обнаженки в фильме нет, за этим, скорее, в "Травму", но зато здесь есть сцены психологического и физического насилия - именно этим и объясняется, сдается мне, реакция актрисы.

Любопытно, что Томаса Кречманна на главную роль Ардженто решил пригласить после того, как общался с ним на съемочной площадке "Королевы Марго" - где играла и Азия Ардженто тоже. На мой взгляд, результат вышел любопытный и непохожий на типичный образ маньяка.

Для современного зрителя это может быть не очевидно, но фильм был этапным еще и с точки зрения спецэффектов: "Синдром Стендаля" - первый 35-миллиметровый фильм с цифровыми спецэффектами, снятый в Италии. Причем Серджио Стивалетти, который отвечал за спецэффекты, говорил, что на мысль использовать компьютерную графику его натолкнул Том Савини, заглянувший в гости во время поездки в Италию. Впрочем, фильм, разумеется комбинировал "цифру" и классические эффекты "ручной работы". Это заметно по сцене с простреленным ртом: кадры, в которых пистолет стреляет в щеку, снимались с самой актрисой, оружие стреляло воздухом, но камера работала на очень большой скорости. Потом, цифровым способом, добавили пиротехнические эффекты, кадры, в которых показана траектория полета сквозь мягкие ткани... При этом был создан и муляж головы актрисы, для некоторых других кадров. По словам Стиваллети, эти кадры использовались как источник вдохновения для работы над "Матрицей". Еще одни "цифровые кадры" - сцен с проглатыванием таблеток, соскальзывающих по горлу, тоже снимались в цифре. Любопытно, что задуманы они были еще во время работы над "Феноменом", но тогда их не удалось реализовать. В любом случае, правда, выглядят они, на мой вкус, глуповато и ничего не добавляют к фильму и его воздействию: спецэффект, вставленный, чтобы показать - а вот так мы тоже можем.

Отмечу, что на этот фильм - в последний раз, если я не ошибаюсь, вернулся поработать с Дарио в кино и Луиджи Коцци: первый журналист, когда-то бравший интервью у молодого режиссера, а впоследствии - близкий друг и соратник по ряду классических фильмов.

Любопытна и музыка: незадолго до работы над картиной, Ардженто наконец помирился с Морриконе и тот написал довольно странные, но любопытные мотивы. Если я правильно понял, то ноты этих мелодий одинаково читаются как с начала к концу, так и от конца к началу. Обычный слушатель этого не понимает, но, по уверениям Ардженто, воспринимает это подсознательно. Вполне возможно: моей жене, которая привыкла к самым разным опусам, эта музыка активно не понравилась.

Словом - да, весьма необычная, по-своему красивая картина, которая при первом просмотре оставила меня равнодушным, но со временем начала нравится больше. Попробуйте, пересмотрите ее несколько раз, с промежутками во времени, когда над фильмом не будет довлеть брея зрительских ожиданий и он начнет восприниматься таким, какой он есть. Лично я отношусь довольно тепло к этой работе Ардженто.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us