Шерлок - Последнее дело
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Аманда Аббингтон, Бенедикт Камбербэтч, Марк Гэтисс, Мартин Фриман, Руперт Грейвз, Стивен Моффат, Уна Стаббс, Шерлок BBC, Шерлок Холмс, Эндрю Скотт
Sherlock - The Final Problem
Шерлоку Холмсу удалось выбить признание из своего брата Майкрофта: да у них была еще и сестра, но Шерлок ее забыл. Более того, она была умнее своих братьев и, одновременно, опаснее - а потому и провела большую часть своей жизни в Шеринфорде - так сказать, лечебнице строго режима. Но теперь - грядет восточный ветер и Холмсу предстоит встретиться лицом к лицу с сестрой.
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Мартин Фриман, Руперт Грейвз, Уна Стаббс, Марк Гэтисс, Эндрю Скотт, Аманда Аббингтон
СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ!
Хотя какие уж тут спойлеры - после самой сенсационной утечки со времен "Терминатора 2", полагаю, все, кто хотел посмотрели серию еще несколько дней назад. Что касается самой утечки - на мой взгляд, плохо в ней то, что мы вряд ли впредь получим новинки BBC одновременно с Англией. Ну и Моффату с Гетиссом я сочувствую - полагаю, им эта история немало нервов попортила и попортит.
Что касается эпизода как такового, то он выглядит отличным подарком: большая часть сюжетных линий так или иначе завершена, сам сериал обрел целостность - пусть и не совсем ту, которую ждали многие зрители. Лично я при просмотре наслаждался каждой минутой и, с одной стороны, хотел смаковать каждый кадр и сцену, а с другой - нестерпимо хотелось узнать, наконец, чем же все закончится.
А теперь немного подробнее: мне понравилось построение серии, игравшее жанрами и цитатами так, как умеют, кажется, только Моффитсы. Начало, завораживающее и почти мистическое, жуткая сказка в духе рождественских историй о привидениях - есть такой специфически английский жанр, который знает и любит Гэттис. Потом, внезапно, мы оказываемся то на территории маньячного триллера типа "Молчания ягнят", то - причем надолго - прикидывается триллером об опасных играх, в духе всем известной "Пилы" или менее раскрученной "Красной комнаты". А потом и вовсе перетекает во что-то невероятное, с отзвуками "Звонка" и неожиданными поворотами сюжета, словно позаимствованными у Болливуда (что в моих глазах, само по себе, никак не недостаток). И при всех этих сумасшедших кульбитах серия вовсе не выглядела сумбурной и в ней четко ощущался почерк Моффата и Гэттиса: временами с экрана ощутимо веяло "Доктором Кто".
Что касается сериала в целом и тех изменений, которые внес в его восприятие последний сезон и, особенно, его финал... История, на мой взгляд, наконец, выстроилась в единую, достаточно цельную конструкцию - любое продолжение окажется чем-то вроде "мягкого перезапуска", пусть и с теми же героями. И разочарование, которое получили многие зрители, связано именно с тем, что они ждали другую историю, не ту, которую им рассказывали. Отчасти я могу понять их разочарование, но пенять сценаристам не на что: с той задачей, которую они перед собой ставили, они справились отлично. В первом сезоне перед нами предстал "высокофункциональный социопат", которого окружали брат - фигура довольно зловещая, помните, как при первом появлении зрители его приняли за Мориарти? - и доктор Ватсон, мягкий и человечный, оттеняющий Шерлока, как и полагалось его книжному прототипу. К концу сериала все поменялось: Майкрофт, которого в предыдущих двух сериях обзывали википедией и рептилией, пытается пожертвовать собой, спровоцировав Шерлока пристрелить именно его, а не Ватсона... Шерлок и вовсе становится живым, человечным. Теперь это не робот и его друг - это два человека, двое друзей, мужчин, решающих загадки.... Именно об этом - финальный монолог Мэри Ватсон: Шерлок и Джон - своего рода архетипы, легенды, они - те, кто способен, разгадав загадку, восстановить порядок и прогнать хаос из нашей жизни. И нам, людям, нужно, чтобы на Бейкер-стрит жили Холмс и Ватсон, в любую эпоху, в любом обличье, будь великим детективом Василий Ливанов, Кристофер Ли или Бенедикт Камбербэтч. Как ни парадоксально и даже цинично это звучит, но сама смерть Мэри Ватсон вписывается в этот контекст: те слова, которые она говорила, из уст живого человека прозвучали бы совсем не так. А здесь - она стала своего рода ангелом-хранителем этой парочки. Более того - даже завершение истории Эур Холмс встает в эту же последовательность: да, сцена "семейного концерта" могла бы пригодится в Болливуде, но - в том-то и суть, что Шерлок и здесь восстановил гармонию: он не только стал человечнее сам, он, отчасти, пробудил человечность и в сестре - и даже показал Майкрофту те ее грани, которые старший брат раньше не понимал. Музыку... Помните: "Я не хочу слушать Баха, я хочу услышать тебя...".
В целом, лично я - доволен и считаю, что Моффитсы - лучшие сценаристы современного телевидения, а "Шерлок" - лучший сериал, хотя завершение арки предыдущего Доктора Кто могло бы с этим поспорить (одно только Gallifrey falls... no more из меня в свое время таааак душу вытряхнуло, как мало еще был способен). Да, я знаю, что многие с этим не согласны, но.. лично мне понравилась эта история и когда-нибудь я с упоением ее пересмотрю - подряд, на английском и со всеми допами... А еще - я с интересом буду ждать нового сезона, хотя бы потому, что не представляю, как можно продолжить эту историю. И, в своем интервью несколько дней назад, авторы сериала подтвердили, что планы на пятый сезон есть, хотя сроков пока не объявлено даже приблизительно.