Сергей Лукьяненко - Сумеречный дозор

19 июля 2012 г.Просмотров: 3558RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

Сергей Лукьяненко - Сумеречный дозор

Оба московских Дозора - и Ночной, и Дневной - получают письмо, из которого следует, что кто-то обещает превратить обычного человека в Иного. Правда, принято считать, что это сделать невозможно... Такое же письмо получает Инквизиция. Создается "межведомственная комиссия", которая и должна установить - действительно ли найден способ наделить магическими возможностями любого человека? Со стороны Ночного Дозора в нее вошел, разумеется, Антон Городецкий.

Все обвинения в адрес этой книги, что она создана на потребу коммерческому успеху - в общем-то, глупость. Лукьяненко - отличный коммерческий писатель, но этот роман вовсе не смотрится "довеском", эксплуатацией уже найденной ранее идеи... С тактической точки зрения, третья книга выстроена с пугающей правильностью: возникает настоящая трилогия, построенная четко по диалектике Гегеля - тезис, антитезис, синтез.

Смотрите сами: в "Ночном дозоре", мы узнаем, что помимо обычных людей есть еще и Иные - маги, вампиры, оборотни. Причем среди них есть как злые, так и добрые - враждующие между собой, но подчиняющиеся Договору. Интересы простых людей призван охранять Ночной Дозор, организация светлых магов, призванная контролировать магов темных. Это тезис.

В следующем романе, "Дневном дозоре", мы узнаем, что темные маги не так страшны, как их малюют, а Светлые, если уж на то пошло, могут обходиться с людьми еще безжалостнее, чем пресловутый Дневной Дозор. Вот вам и антитезис.

А теперь пришло время узнать, что не так уж сильно отличаются друг от друга Дозоры, что само разделение их - скорее, игрушка для молодых Иных, условность. И даже всемогущая почти Инквизиция - не более, чем новый уровень той же "игры".

Естественно, перешли из первых книг основные персонажи - Антон, Гесер, Завулон, вампир Костя, в конце концов... И композиционное строение книги снова такое же: три части, каждая из которых,вроде бы, начинается независимо от других, чтобы в конце сплестись в единый клубок.

Правда, и обвинение в самоповторе было бы надуманно: развиваются персонажи и отношения между ними - тот же Городецкий уж выступает как муж и отец, что многое меняет в его поведении. Вводятся новые, блестяще прописанные персонажи - ведьма Арина, музыкант Лас. Самое забавное, что музыкант Лас - персонаж не вымышленный, группа "Беломорс" действительно существует и, скажем, песня "Абстиненция морфинного генеза (песня о красоте)" - действительно входит в ее репертуар. Звучит довольно забавно, чем-то напоминая ранний "Крематорий", но по описанию Лукьяненко я ее представлял несколько иначе. Не верьте, словом, музыкальным рецензентам и убедитесь сами:

Мне кажется, частично наложил свой отпечаток и опыт работы Лукьяненко над сценарием фильма по первым романам цикла: такое впечатление, что сцена поединка Арины со Светланой, со всеми этими немецкими солдатами, встающими из могил - словно заранее писалась под формат летнего блокбастера.

И все же, самое цепляющее, что есть в этой книге - линия Кости Саушкина и ее развязка. За нее - большое автору спасибо, она западает в душу даже больше, чем все запутанные интриги вокруг книги "Фуаран". "Смотри, я страшный вампир...."

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us