Сергей Лукьяненко - Ночной дозор

14 июля 2012 г.Просмотров: 2959RSS
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Сергей Лукьяненко - Ночной дозор

Помимо людей существуют еще и Иные - маги, оборотни, вампиры. Часть из них служат Тьме, часть Свету. Ночной дозор - организация Светлых магов, которые следят, чтобы темные не распоясались. И одному из дозорных, средней руки магу, придется решать проблемы, казалось бы, выходящие далеко за пределы его уровня...

"Ночной дозор" и весь цикл, началом которого эта книга стала - пожалуй, самое известное произведение Лукьяненко - и одно из самых известных в русскоязычной фантастике вообще. Эта известность, разумеется, заслужена: как-никак, один из лучших образцов городского фэнтези, с которым способен конкурировать разве что "Тайный город" Вадима Панова. Тем интереснее сравнить эти две книги...

Главное различие мне видится в том, что Панов - великолепный создатель мира, его литературная вселенная изумительно прописана и затягивает читателя раз и навсегда. Романы о "Тайном городе" - истории столкновения разных рас, изощренных интриг и вековой борьбы. При этом, по сути, на протяжении большей части цикла Вадима Панова "центр напряжения" только один: это Сантьяга, боевой лидер одной из рас. Практически любое событие оказывается либо его провокацией, либо же непредусмотренным кризисом, который, тем не менее, удается повернуть себе на пользу. Противников, способных переиграть его практически нет.

Центров напряжения в романе о Дозорах, по сути, два - Завулон, предводитель Темных и Гесер, лидер Светлых. У них тоже идет "бесконечная шахматная партия", в которой победителя не может быть - во всяком случае, в обозримое время. Но вот только остальные герои - в том числе и в этой, самой первой книге - не могут составить им конкуренцию в принципе. До самой развязки Антон, главный герой книги, как правило, так и не понимает, что происходит вокруг - или понимает, но неправильно. Он-то играет, вот только противник изначально знает прикуп.

К тому же - и, пожалуй, это отличие от Панова даже важнее - основу книги составляет не вкусно выписанный мир и не отлично продуманная история, а философские размышления автора. Поймите правильно: в романах о Тайном городе тоже можно найти философию - но там она побочный продукт. В книгах Лукьяненко тоже есть захватывающий сюжет - но писалась книга не ради этих приключений. Важнее здесь, видимо, были именно размышления, которые автор то вкладывает в мысли персонажа, то заставляет озвучивать его собеседников... Сам я, правда, считаю, что такого количества рассуждений для книги все же многовато - в литературном произведении, как правило, я предпочитаю, чтобы философия была побочным продуктом, а не основным блюдом.

Саму по себе философию эту, кстати, я бы не назвал откровением: светлые могут творить зло во имя добра, Иные защищают людей, но человечество в гробу видало их усилия, да и сами Иные людей презирают... По большей части вещи высказываются довольно тривиальные, но, согласен, контекст, как правило, красочен и вызывает интерес. Вот, к примеру, история Максима

Показать...

Вот из таких моральных дилемм и сплетается повествование. Лично я - не против, тем паче, что Лукьяненко не выдает "рецептов", он просто ставит вопросы, предлагая над ними поразмышлять - что само по себе уже неплохо, пусть вопросы эти и не слишком новы.

Именно поэтому мне, если что и доставляет в этой книге удовольствие - то вещи, возможно не самые главные для "глубоких идей" (ТМ). Я обожаю сцену пьянки с Семеном - отлично выписанный мужик, сам похожих встречал. Мне нравится мимолетный образ Юлечки - девчонка получилась как живая и вполне правдоподобная. Мне симпатична даже манера вплетать в повествование отрывки из песен - пусть источником и служит, как правило, не слишком любимый мною русский рок. Я даже перенял у героя манеру включать музыку на случайное воспроизведение, чего раньше за мной не водилось. Из всех вставок, кстати, зацепила меня только одна на весь первый роман - Shadows of the moon. Подозреваю, впрочем, что потому и зацепило, что из всего прослушанного героем, это единственная песня, которую я тоже люблю.

Эмоциональной реакции книга, по сути, добилась от меня только дважды: в момент разговора Антона со Светланой у нее а квартире, когда решалась проблема с воронкой. И в эпизоде, когда Городецкий идет по городу, забирая силу у всех встречных и поперечных. Во втором случае я героя почти ненавидел.

Напоследок не могу не похвались любопытное построение романа: казалось бы, это вообще сборник повестей, но нет... Рассказаны три истории, причем ритмически каждое новое "дело" воспринимается как отдельное - пока в финале все сюжетные линии неожиданно не увязываются в стройное целое. И вот эта точка, финал, из которого ты вдруг понимаешь целостность и красоту всей конструкции - прекрасен, он доставляет эстетическое наслаждение. И это еще один повод, позволяющий мне возвращаться к роману и перечитывать его.

Хотя, если уж на то пошло, на мой личный взгляд, это не лучшая книга Лукьяненко - я бы выбрал "Лабиринт отражений, но, кто знает, возможно просто потому, что для меня тоже небо над Тиба-сити напоминало экран телевизора, настроенного на неработающий канал....

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us