Сербский фильм

23 июля 2015 г.Просмотров: 3676RSS 7
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Srpski film, 2010

Сербский фильм (Srpski film, 2010)

Порноактеру, ушедшему на покой, предлагают еще раз сняться в кино - за огромный гонорар, но не зная заранее, о чем будет фильм. Он соглашается и... разумеется, в сделку входило чуть больше, чем хотелось бы ему. Или его семье...

Режиссер: Срджан Спасоевич

В ролях: Срджан Тодорович, Сергей Трифунович, Елена Гаврилович, Слободан Бестич

Писать об этом фильме невероятно тяжело - хотя бы потому, что это один из самых уникальных и интересных фильмов, которые я видел за последние несколько лет. Хотя обычно для меня эта характеристика и звучит как ругательство, но - да: "Сербский фильм" - на удивление многослойное кино, которое можно интерпретировать на самых разных уровнях. Причем то, с чем критики носятся как с писаной торбой, наличие в фильме некоего "социального комментария" - самый низший и примитивный уровень восприятия. Социальный комментарий, при желании, можно и в "Хостеле" обнаружить: посмотрите, как богачи из Европы, США, Японии ведут себя в славянской стране - как в охотничьем заповеднике. И то, что этот фильм снимался западным режиссером - только придает этому комментарию неоднозначности, которую можно принять за цинизм. "Сербский фильм" легко интерпретировать по тем же лекалам: вот, до каких крайностей доходят жители бедной страны, вот, до какой вседозволенности там доходят те, у кого деньги есть.

К слову о "Хостеле".... Сам "Сербский фильм" был неоднозначно принят в Сербии. В частности, режиссер, актер и продюсер Драган Бьелогрлич высказался о режиссере этой картины довольно резко: "У меня серьезные проблемы с парнем, чей отец разбогател в 1990 — не имею ничего против зарабатывания денег, но я знаю, как зарабатывались деньги в Сербии в 1990 — а потом он оплачивал обучение своего сына за рубежом и вот парень возвращается в Сербию, снимать свое видение страны, используя деньги своего отца и даже называя это "Сербский фильм".

На мой взгляд, мнение интересное: бац! и с точки зрения классика сербского кино, эта картина оказывается вовсе не взглядом изнутри и не метафорой положения в Сербии - а произведением богатого паренька, приехавшего из-за рубежа, по сути, близким родичем "Хостела". Не знаю, прав ли в своем высказывании Бьелогрлич, я вообще мало, что знаю о Сербии, но мнение интересное и его стоит учитывать, прежде чем сводить весь фильм к простенькой политической аллегории.

В целом, я поклонник старомодного подхода к хоррору - как к крайне морализаторскому жанру. Современные критики и развращенные ими критики привыкли считать, что самое главное - психологическая мотивация. Если у мальчика фашисты убили сестренку, да еще и хм... жестоко пошутили над ним самим, то поступки, которые будет творить этот мальчик, до некоторой степени оправданы психологической травмой. А уж если он при этом разбирается в тонкостях кулинарии, ценит литературу и музыку, то как не простить Ганнибалу Лектеру все остальные шалости? Толерантный человек должен уважать кулинарные наклонности другого, не так ли? Мне больше по душе подход Джона Ву, например - и во многих старых ужастиках встречается схожий стержень: герой Чоу Юнь-Фата в "Наемном убийце" сколько угодно может встать на путь исправления и пытаться творить добро - он преступник. И в финале он, ослепший, будет ползти на встрече героине - потому что карма справедлива и жестока.

Под этим углом зрения смотреть "Сербский фильм" - невероятно интересно. Герои сами перешли черту: еще в начале, когда жена спрашивала "Хочешь меня поиметь?" - так же, как ее муж имел порнозвезд на съемочной площадке. Уж тогда они вгляделись в бездну - и она посмотрела на героев в ответ. Более того: обратите внимание - муж, в полушутку, говорит: "Я не хотел тебе называть сумму" - он знал, что услышав о размере гонорара, жена закроет глаза на то, что ее мужчина снова пойдет сниматься в порно. Она сама же буде его уговаривать... Этот переход очень важен: он показывает, то семья главного героя сама открыла дверь Хаосу. Ну а то, что мелкий шрифт в непрочитанном контракте подразумевал больше, чем хотелось героям... Кто же теперь виноват? Карма справедлива и жестока - во всяком случае, в искусстве.

Те чувствительные эльфы, которые кричат о запредельной жестокости фильма, возможно, просто не видел ничего, кроме "Спокойной ночи, малыши", а самым страшным фильмом ужасов считают "Сумерки". Да, крови там хватает, есть много сцен насилия, но, что самое интересное, режиссер явно щадит зрителя. К примеру: в фильме есть сцена, в которой женщина рожает, мужчина берет ребенка и что-то с ним делает. Что именно - не показано, хотя из контекста и озвучки - вполне понятно. Поверьте - снимай этот фильм итальянцы золотого периода - вам бы все подробно показали. В те годы у них могли продемонстрировать откусывание половых органов и поедание зародышей, смею напомнить. Более того: сам сюжетный ход с персонажем, которого накачали наркотиком и который идет по своим же следам, обрывочно вспоминая произошедшее - это тоже пощада зрителя. Представьте, если бы все показали подробно и точно- как бы вам понравилось? Здесь есть момент морального послабления: в конце концов, часть событий персонажу могла и почудиться, к тому же, творя весь этот беспредел, он себя не контролировал. Поверьте, снимай этот фильм более суровый к зрителю режиссер - он бы оставил персонажа в полном сознании и показал, как легко, на самом-то деле, человек переступает почти любую грань, как легко он, в частности, становится зверем. И вот тогда, мои прекрасные и ранимые эльфы, вы бы почувствовали, что такое настоящий ужас. А "Сербский фильм", ближе к финалу, сознательно пропитан нотками антрацитово-черной комедии, как ни странно это прозвучит для некоторых, слабых желудком, зрителей.

Отчасти мощное неприятие этого фильма как раз и объясняется тем, что зрители подсознательно улавливают вышеупомянутый посыл. А им нравится, когда между убийцей, маньяком, чудовищем и зрителем остается дистанция. Им нравится имитация насилия и жестокости, эстетизация ее. А именно этого "Сербский фильм" и лишен.

В целом - да, мощное, необычное произведение, наводящее на размышления, прекрасно снятое, поставленное и сыгранное. Среди актерских работ особенно выделяются режиссер, главный герой и его жена - Елена Гаврилович снималась не так много, но любопытно будет посмотреть ее в другой роли. Понятно, что "Сербский фильм" не назовешь приятным зрелищем, но пересматривать этот фильм я буду, хотя и не часто. Даже в коллекцию с удовольствием бы купил, но в России, как и во многих других странах, он не выходил - хорошо хоть, не запретили, кажется.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 7