Робокоп
RoboCop, 1987
Алекс Мёрфи - полицейский, убитый бандитами в первый же день после перевода в новый участок. Корпорация, ищущая возможность сделать полицию прибыльной, создает из останков Мёрфи киборга: робота-полицейского, призванного защищать закон, но не трогать членов самой корпорации...
Режиссер: Пол Верховен
В ролях: Питер Уэллер, Нэнси Аллен, Дэн О’Херлихи, Ронни Кокс, Кертвуд Смит, Мигель Феррер, Роберт Дукуй, Рэй Уайз, Фелтон Перри, Пол МакКрейн
Пересмотреть историю робота-полицейского полезно хотя бы потому, что она нисколько не устарела - фильм, скорее. стал популярнее. И теперь, наконец, его сюжет видится в правильном свете - мишура фантастического боевика слетает, привкус философствований на тему человека и машины слабеет... И остается то, что в чем Верховен всегда был силен - жестокая сатира, мишенью которой выбраны бездушные корпорации и эффективные менеджеры. В дальнейшем обсуждении будут, вестимо, СПОЙЛЕРЫ, но, ребята - речь, все-таки, о классическом фильме снятом больше четверти века назад.
С самого начала нас настраивают на нужный лад: новостные выпуски, в которых ведущие-бодрячки едва ли не радостно вещают о смертях и насилии... Корпорация, в которой презентация робота заканчивается убийством - и это называют лишь "недоработкой", мелочью, которую стоит устранить. Важен ведь не расстрел невиновного - один из героев прямо говорит: "У меня уже был готов военный контракт, так какая разница, как он работает".
Более того, на том же совещании звучат любопытные слова "мы смогли сделать прибыльной любую сферу". И вот эта корпорация берется за полицию - и на первом же выезде, сцепившись с опасными бандитами, герои слышат: "подкрепление через 15 минут, подкрепление через 20 минут"... По сути, работа-то парализована.... Ничего не напоминает?
Более того: в героя оказалась вшита еще одна директива: не трогать сотрудников корпорации. И вот - поистине великий финал: корпоративная крыса, в попытке подсидеть начальство, замутившая всю основную интригу, захватывает своего босса в заложники. И слышит слова, которые здесь оказываются даже более смертоносными чем "Мое кунг-фу лучше твоего" в китайском боевике. Эти слова.... "Ты уволен".
На фоне этих мотивов, которые действительно являются сюжетообразующими, вялая история отношений с напарницей -чистой воды обходной маневр, позволяющий сделать вид, что мы тут "про любовь снимаем, какая сатира?" В ответ так и хочется спросить: а вам правда кажется, что у героя с напарницей был роман? У едва знакомых людей? Напарников на один день? Во всех ее действиях - чистейшее сочувствие коллеге, с которым она едва успела познакомиться и который погиб у нее на руках. Да посмотрите, наконец, на нее: внимание на фигуре никогда не акцентируется, попыток раздеть героиню нет и в помине (это у Верховена-то, ага!), да и сама актриса больше похожа на хомячка, чем на предмет сексуальных фантазий. Более того: на эту роль планировались Мэрил Стрип, Сьюзен Сарандон - прекрасные актрисы, но опять-таки далеко не обладательницы внешности "типичной красотки". Даже в японской постебушке "Цельнометаллический якудза" от культового Такаши Миике - и то гораздо больше внимания уделяется и человечности героя вообще, и его взаимоотношениям с героиней в частности.
Даже фирменное насилие Верховена здесь выглядит именно дымовой завесой: фантастический боевик, не обращайте внимания, нет в нем никакого двойного дна... Суть фильма, его сердце - именно в жгучей сатире на корпорации.
Что касается любимого определения "философский боевик о границе между человеком и машиной"... Ой, не смешите меня. Ну, есть там такой мотив - на глубоко заднем плане. Но вот, что я вам скажу: пересмотрите "Терминатор 2" в финале которого зрители ревели, жалея робота-самоубийцу... Перечитайте "Мечтают ли роботы об электроовцах" гениального Филипа Дика... А потом вернитесь к "Робокопу" и сравните: этот мотив в нем правда настолько же важен, как и в двух указанных "коллегах по жанру"? Мне так не кажется.
Ну и напоследок: по поводу хваленной оригинальности. Источники вдохновения здесь даже не особенно прячут. Комикс о Железном Человеке мелькает прямо в кадре, дизайн костюма робокопа вдохновлен героем японского сериала... Да и сама идея пришла в голову сценаристу, который проходил мимо съемочной площадки "Бегущего по лезвию". Другой вопрос, что собраны все эти компоненты воедино действительно довольно оригинально - настолько, что отзвуки этого фильма слышны до сих пор: в сериале "Почти человек", например, встречаются заимствования не только общей идеи, но и сюжетных ходов: истории с презентацией, которая закончилась резней, например.
В целом, как показал пересмотр - "Робокоп" до сих пор остается заслуженной классикой, хотя и не совсем верно понятой. Хотя, пожалуй, лучшим фильмом Верховена я бы его не назвал.