Рассвет мертвецов (1978, театральная версия)

]]>
]]>

Dawn of the Dead (1978, Theatrical Version)

Dawn of the Dead (1978, Theatrical Version)

"Когда в аду не останется места - мертвые пойдут по земле". И вот, это случилось, и компания из двух военных, пилота вертолета и женщины с телестанции пытается улететь с охваченных эпидемией улиц... Они находят временный приют в супермаркете, который может предоставить все необходимое - как для передышки, так и для дальнейшего пути. Вот только зомби это место тоже нравится.

Режиссер: Джордж А. Ромеро

В ролях: Дэвид Эмджи, Кен Фори, Скотт Х. Рейнигер, Гэйлен Росс, Том Савини

Этот фильм - заслуженная классика, которая отлично смотрится и в наши дни. Более того, она задала шаблон, которому жанр часто следует до их пор. И, к тому же, я люблю этот фильм. Так что, мы начинаем киномарафон - как и многие другие мои подобные мероприятия он может затянуться, но кого это беспокоит? Три версии фильма (а, может быть, и четыре) и тонны бонусов к ним - вот, что составит содержание марафона. Итак, первым будем смотреть так называемую "театральную версию". Продолжается на 127 минут, именно эта версия шла в американских кинотеатрах и сам Ромеро называл ее своей любимой. Она сравнительно популярна и в России, благо была выпущена на отличных dvd - там даже есть переведенный комментарий Джорджа Ромеро, Кристины Ромеро и Тома Савини. Только я вам этого не говорил, потому что издание пиратское. На лицензионном выходила какая-то непонятная версия фильма, скорее всего, версия Ардженто, которая в оригинале шла около 2 часов, у нас продолжается 115 минут, вероятнее всего - из-за разницы в частоте кадров. В бонусы своего варианта "Озон" записал то, что "фильм - цветной": для России могли бы и черно-белым сделать.

Когда смотришь фильм сейчас, уже далеко не впервые, бросается в глаза то, что о нем говорят много чуши. В частности, это касается пресловутого социального комментария: при большом желании его можно там обнаружить и даже посчитать интересным, но в рассказанной с экрана истории это не главное. Интересно и то, что "критика общества потребления" из фильма, во всяком случае, в этой его версии, как-то не складывается.

У фильма, если уж на то пошло, довольно интересная ритмическая структура, которая и помогает образовать комментарий - правда, несколько отличающийся от общепринятой его трактовки. Проще всего показать движение истории как борьбу порядка и хаоса. В начале фильма мы видим мир во власти эпидемии, в состоянии хаоса: даже на телестанции не знают, куда направлять людей, у них нет точной информации. Потом магазин для них становится островков порядке в море хаоса: на протяжении большей части фильма зомби его осаждают, но не могут попасть туда, куда герои не хотят их пустить. Уже здесь появляются предвестия хаоса - в вспышках "адреналинового прихода" у Роджера, который рискует, ставя новоприобретенный "порядок" под угрозу и, в конечном счете, погибая из-за собственного "куража". Окончательного развития эта тема достигает после появления байкеров - обратите внимание, что они тоже куражатся, ведут себя беспечно и вызывающе. Но, что самое интересное, в этой точке истории у героев еще есть возможность тихо отступить, прихватить свои трофеи и найти новое убежище. Но нет: на этот раз "дух куража" настигает Стивена и он - схоже с тем, как это произошло с Роджером ранее - ставит под угрозу всех и гибнет сам. А ведь могли бы спастись все трое.

Причем, если вдуматься, то в задержке в магазине, сравнительно прочном убежище с запасами еды и прочего необходимого, своя логика есть. Зомби нападают на людей, чтобы есть и не трогают других зомби. А значит, если прождать достаточно долго, чтобы зомби решили, что другой пищи здесь нет, не показываясь им на глаза, то можно предположить, что они переберутся куда-то еще, а то и вовсе передохнут. Не факт, что это сработало бы в мире Ромеро, но логика в таком поведении была бы.

Собственно, я пытаюсь показать одно: фиьм получился никакой не критикой общества потребления, он рассказывает о том, как людей, в столкновении с новым противником, губит собственная глупость и самоуверенность. По сути, "Парк Юрского периода" работает на том же "движке": люди, в сравнительно безопасном убежище и хищный противник за оградой, "за чертой хаоса", если хотите - и эти самые люди сами впускают хаос по глупости и жадности. Это не "общество потребления", на которое кивают ушлые критики, это немного другая история.

Что касается версии фильма как таковой, то мне показалось немного неровным развитие самой истории. Есть, в самом начале, хороший монтажный переход: мы видим, как в многоэтажке Роджер стреляет в голову зомби - и тут же на экране, крупным планом, откидывается голова мертвеца, но уже другого - диспечера на станции, труп которого потревожил Стивен. Как монтажный переход это красиво, не спорю, но как переход в рассказе это озадачивает: Стивен слишком резко перешел из одной локации в другую, из телестудии к вертолету. Более того, он успел встретить Фрэн. Да и остальные как-то быстро к нему присоединились: группа создалась словно сама собой. Точно так же и позднее Стивен будет показывать нуль-транспортацию: когда двое других мужчин уходят в магазин на разведку - он спит. Чуть позже он довольно шустро попадает в комнату с пультом управления, потом он уже выбирается в магазин - как он пробрался, зачем вообще пошел - лично я не до конца понял.

Вообще, если говорить о развитии отношений, то я бы сказал, что при просмотре вполне понял отношения Стивена и Фрэн (по моему ощущению, им больше всего уделено внимания) и более-менее понял историю дружбы Роджера и Питера, но вот отношения этих групп героев между собой были показаны несколько обрывочно. Посмотрите, как враждебно и недоверчиво относятся к Стивену в начале ( в конце концов, он едва не подстрелил Питера по неосторожности) - но потом он становится "почти своим", причем этот переход мне не до конца был понятен. Некоторые действия героев тоже не объяснены до конца: к примеру, за каким чертом им вообще понадобилось перегонять грузовики я понял только из разговора байкеров, гораздо позже. А в чем была задача Стивена во время этого перегона так и осталось не ясным - помочь он явно не помогал, а вот запас топлива жег.

В целом - не смотря на отдельные лакуны в повествовании, я по-прежнему люблю этот фильм: он умный, хорошо сделанный, два часа за его просмотром пролетают достаточно быстро - некоторые, более современные и более короткие фильмы мне удается высидеть с гораздо большим трудом.

Для фанатов отмечу, что эта версия фильма выходила только в пиратском издании от D2LAB, качество видео достаточно неплохое, переведен один из комментариев, которые были в оригинальном издании (второй выбросили) и интервью с Томом Савини.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us