Райан С. Томас - Рожденный истекать кровью
Ryan C. Thomas - Born To Bleed (The Roger Huntington Saga № 2)
Роджер почти оправился от столкновения с маньяком - хотя и посещает психиатра, не без этого... Он рисует картины для местной галереи, время от времени затягивая сроки... Вот и теперь: за сутки до открытия очередного вернисажа у него не готовы пара полотен, а еще одну картину девушка из галереи просто залила кофе. Роджеру девушка нравилась, так что он просто предложил привести пострадавшее полотно на берег озера, у которого писал.... С этого все и началось.
По началу, читая второй роман этого цикла, я думал, что книга получилась посильнее, чем "Лето, когда я умер": герой выглядел интереснее, даже "гиковская" составляющая, кажется, выписана полнокровнее - и то сказать, видимо, автор понабрался опыта со времен дебютного романа. Тем не менее, примерно с середины книги выросли недостатки. Ну, или то, что я склонен считать таковыми.
Начало книги было живым и смешным: все эти рассуждения о художниках или о том, любят ли геи Питера Джексона... При этом первые страницы книги кажутся легкими и действительно забавными - особенно потому, что мы знаем - дальше будет что-то мрачное и кровавое. Даже угрюмое настроение главного героя не разрушает этой легкости тона.
Когда начинается насилие - сразу замечаешь, что на этот раз в нем гораздо сильнее заметен сексуальный аспект, даже в самом садизме героев. При этом Тощий Человек в первой книге воспринимался как выродок и псих, почти не человеком - а Уолт - ублюдок и тварь, но вполне правдоподобная. Он мог бы быть вашим соседом, чем и страшен.
Второе и тоже немаловажное... Суть первого романа была в том, что персонаж - бессильная жертва, которая видит, как гибнут люди вокруг него, но он бессилен помочь даже себе, не говоря уж о других. В финале книги ему таки удается выжить... И вот теперь, в продолжении, мы видим героя, несколько окрепшего психологически: он мог бояться снова столкнуться с насилием, но, когда самое страшное уже произошло - не побоялся хотя бы попытаться дать отпор. Причем, по сути, он вступился за других людей, за девушку, которая ему нравилась, и даже за ее парня - хотя, оставшись в стороне и сделав вид, что ничего не произошло, он мог бы не пострадать. Эта часть книги мне очень понравилась: от вступительной, посвященной обыденной жизни Роджера до той, где появляются очередные реднеки как главные злодеи.
А вот потом, когда уже началась основная часть - с противостоянием людоедскому культу, которому придается местная элита - накал моего интереса резко пошел вниз. Во-первых - довольно редкий случай, кстати, обычно клюква меня забавляет - но меня раздражало то, что американских каннибаллов штатовский же писатель ненавязчиво делает поклонниками Велеса. У вас что, свои Уицлипочли кончились? Во-вторых, герой примерно с середины книги приобретает черты стойкого оловянного солдатика и начинает отбиваться не хуже Рэмбо, перенося ранения, которые уложили бы даже Терминатора. На мой вкус, это убивает остатки сопереживания главному герою: просто пассивно следишь за похождениями гражданина Неубивайко. Правда, в конце книги такой поворот событий получает свое объяснение, но до развязки еще дочитать надо - и, честно говоря, у меня на это ушло немало времени.
Более того: любопытны и взаимоотношения автора с жанром, в формальные рамки которого он вполне укладывается - с пресловутым "сплаттерпанком". Многие авторы этого направления, тот же Эдвард Ли, например, не говоря уж о каком-нибудь Райане Хардинге, отличаются некоторой бравадой по отношению к моральным нормам - но не Райан С. Томас. К примеру, в какой-то момент в книге возникает неглупая и действительно уместная речь о комиксах, супергероях и сущности их героизма - и потом эти размышления становятся сквозным мотивом всей книги. Лично мне понравилось, хотя я и не во всем разделяю позицию автора.
В целом, вот такое получилось, немного парадоксальное впечатление: первая половина книги, пока герой выглядел обычным человеком, попавшим в жестокую переделку - великолепна и захватывает не на шутку, вторая половина, посвященная "внезапному супергерою" получилась гораздо более скучной. Еще один парадокс этой книги в том, что, дочитав до конца и поняв-таки, зачем автор стал разивать героя именно в этом странноватом направлении - ты понимаешь, что третью книгу о Ричарде Хартингтоне прочитаешь не без интереса. Тем более, что, если верить анонсу издателя, Томас С. Райан уже работает над продолжением....