Повелитель иллюзий
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Дэниэл фон Барген, Кевин Дж. О’Коннор, Клайв Баркер, Скотт Бакула, Фамке Янссен
Lord of Illusions, 1995
Тринадцать лет назад Филип Свонн убил Никса, зловещего предводителя некого религиозного культа. Но Никс обладал магической силой и теперь, 13 лет спустя, когда его убийца стал преуспевающим иллюзионистом, Никс готов вернуться к жизни и отомстить...
Режиссер: Клайв Баркер
В ролях: Скотт Бакула, Кевин Дж. О’Коннор, Фамке Янссен, Дэниэл фон Барген
Сейчас, когда Клайв Баркер наконец дописал и выпустил свои "Алые Евангелия", долгожданный роман в котором Гарри Д’Амур встретился лицом к лицу с Пинхэдом (кстати, книга великолепна и скоро мы о ней поговорим) - самое время перечитать книги, посвященные этим героям, пересмотреть фильмы. Итак, экранное воплощение Д’Амура...
В основе фильма лежит небольшая повесть "Последняя иллюзия", сюжет которого довольно сильно отличается от экранизации. Там речь шла о типично "нуарном" сыщике, которого новоиспеченная вдова зовет... помешать похитить труп своего мужа. Разумеется, подоплека событий оказывается мистической и, по-своему, изящной. В фильме остались сыщик, вдова, умерший муж и мистическая опасность - но подоплека и суть событий поменялась. История стала сложнее, но есть ощущение, что ей это не во всем пошло на пользу.
В первую очередь, ушла красота мотивов, по которым действовал герой повести, в фильме причины, по которым Сванн предал своего учителя Никса вообще не очень понятны. Видимо, подразумевается, что ученик понял, что учитель и его последователи зашли слишком далеко. Для США тема религиозных культов и сект с харизматичным лидером во главе вообще довольно болезненна: не зря же в фильме прямым текстом упомянут Чарльз Мэнсон.
Более того, та глубокая и жуткая атмосфера, которой были пропитаны первые два полнометражных фильма Баркера - "Восставший из ада" и "Ночной народец" - тоже куда-то пропала, этот фильм гораздо традиционнее по своей интонации. Фирменный почерк Баркера, правда, опознается в паре сцен: в первую очередь это, конечно, расправа над Никсом в начале фильме, с непонятным приспособлением, в которое его заковывают.
К сожалению, и это один из самых главных недостатков фильма, при просмотре вызывает жгучий интерес сам Никс и его культ, отдельные черточки, разбросанные по повестованию, очень "вкусны", но в общую картину не складываются, нам попросту рассказано недостаточно. Схожее чувство возникает и во время эпизодов, связанных с сообществом фокусников: здесь тоже есть, где развернуться, но метража явно не хватает. По большому счету, и я не раз себя ловил на этой мысли, задела бы хватило на отличный мистический сериал.
В столкновении главных персонажей, кстати, тоже выигрывает, пожалуй, антигерой: он попросту интереснее. Гарри здесь - типичный нуарный сыщик в мистических обстоятельствах, примерно таким же является. скажем, Константин. Никс по прозвищу Пуританин - необычнее: это простой, толстоватый мужик в майке-алкашке, резко отличающийся от общепринятого образа зловещего чародея. Но в нем можно ощутить и внутреннюю силу и угрозу - и этим он вызывает интерес у зрителя.
В целом, и с каждым пересмотром фильма я понимаю это все сильнее, самое интересное здесь происходит не в самой истории, а в провалах, которыми она испещрена, в промежутках между событиями, в которые проглядывает более широкая картина - но нам ее не показывают. Ощущение немного схожее с "Властелином колец", где Толкин заставляет читателя ощутить, что эти события, увлекательные сами по себе - только часть более долгой и грандиозной истории: при первом чтении, когда еще не был издан "Сильмариллион" все эти упоминания о Гил-Гэладе и прочих Элберет вызывали у меня жгучее любопытство. Вот только у Толкина это был сознательно создаваемый эффект, а у Баркера - не уверен.
И, к тому же, как и положено деективу, которого наняла женщина, Гарри соблазняет вдовушку, но вредина-режиссер, кажется, предпочитает нам показывать обнаженным главного героя, а не героиню, которую играет Фамке Янссен. В целом, причина такого режиссерского интереса понятна, но все равно досадно, что будущую звезду "Людей Икс" и "Факультета" не раздели подробнее.
С точки зрения внутренней хронологии цикла о Гарри Д’Амуре этот фильм интересен тем, что дает нам взглянуть на начало пути героя, где он еще не стал опытным охотником на сверхъестественное. Тоже самое, собственно, относится и к исходной повести: его появления в "Явлении тайны" и "Эвервилле" показывают нам значительно более искушенного Гарри, не говоря уж о "Алых Евангелиях".
В целом, получился любопытный фильм, который отлично смотрится и сейчас, особенно на фоне нынешних, беззубых жанровых подделок. Он уступает более ранним работам Баркера, но все равно производит впечатление и поддается время от времени пересмотру. Лично я, при следующем пересмотре, намерен поподробнее послушать комментарии Клайва Баркера - думаю, он может рассказать немало интересного о фильме и работе над ним.