Повелитель иллюзий

]]>
]]>

Lord of Illusions, 1995

Lord of Illusions, 1995

Тринадцать лет назад Филип Свонн убил Никса, зловещего предводителя некого религиозного культа. Но Никс обладал магической силой и теперь, 13 лет спустя, когда его убийца стал преуспевающим иллюзионистом, Никс готов вернуться к жизни и отомстить...

Режиссер: Клайв Баркер

В ролях: Скотт Бакула, Кевин Дж. О’Коннор, Фамке Янссен, Дэниэл фон Барген

Сейчас, когда Клайв Баркер наконец дописал и выпустил свои "Алые Евангелия", долгожданный роман в котором Гарри Д’Амур встретился лицом к лицу с Пинхэдом (кстати, книга великолепна и скоро мы о ней поговорим) - самое время перечитать книги, посвященные этим героям, пересмотреть фильмы. Итак, экранное воплощение Д’Амура...

В основе фильма лежит небольшая повесть "Последняя иллюзия", сюжет которого довольно сильно отличается от экранизации. Там речь шла о типично "нуарном" сыщике, которого новоиспеченная вдова зовет... помешать похитить труп своего мужа. Разумеется, подоплека событий оказывается мистической и, по-своему, изящной. В фильме остались сыщик, вдова, умерший муж и мистическая опасность - но подоплека и суть событий поменялась. История стала сложнее, но есть ощущение, что ей это не во всем пошло на пользу.

В первую очередь, ушла красота мотивов, по которым действовал герой повести, в фильме причины, по которым Сванн предал своего учителя Никса вообще не очень понятны. Видимо, подразумевается, что ученик понял, что учитель и его последователи зашли слишком далеко. Для США тема религиозных культов и сект с харизматичным лидером во главе вообще довольно болезненна: не зря же в фильме прямым текстом упомянут Чарльз Мэнсон.

Более того, та глубокая и жуткая атмосфера, которой были пропитаны первые два полнометражных фильма Баркера - "Восставший из ада" и "Ночной народец" - тоже куда-то пропала, этот фильм гораздо традиционнее по своей интонации. Фирменный почерк Баркера, правда, опознается в паре сцен: в первую очередь это, конечно, расправа над Никсом в начале фильме, с непонятным приспособлением, в которое его заковывают.

Lord of Illusions, 1995

К сожалению, и это один из самых главных недостатков фильма, при просмотре вызывает жгучий интерес сам Никс и его культ, отдельные черточки, разбросанные по повестованию, очень "вкусны", но в общую картину не складываются, нам попросту рассказано недостаточно. Схожее чувство возникает и во время эпизодов, связанных с сообществом фокусников: здесь тоже есть, где развернуться, но метража явно не хватает. По большому счету, и я не раз себя ловил на этой мысли, задела бы хватило на отличный мистический сериал.

В столкновении главных персонажей, кстати, тоже выигрывает, пожалуй, антигерой: он попросту интереснее. Гарри здесь - типичный нуарный сыщик в мистических обстоятельствах, примерно таким же является. скажем, Константин. Никс по прозвищу Пуританин - необычнее: это простой, толстоватый мужик в майке-алкашке, резко отличающийся от общепринятого образа зловещего чародея. Но в нем можно ощутить и внутреннюю силу и угрозу - и этим он вызывает интерес у зрителя.

В целом, и с каждым пересмотром фильма я понимаю это все сильнее, самое интересное здесь происходит не в самой истории, а в провалах, которыми она испещрена, в промежутках между событиями, в которые проглядывает более широкая картина - но нам ее не показывают. Ощущение немного схожее с "Властелином колец", где Толкин заставляет читателя ощутить, что эти события, увлекательные сами по себе - только часть более долгой и грандиозной истории: при первом чтении, когда еще не был издан "Сильмариллион" все эти упоминания о Гил-Гэладе и прочих Элберет вызывали у меня жгучее любопытство. Вот только у Толкина это был сознательно создаваемый эффект, а у Баркера - не уверен.

И, к тому же, как и положено деективу, которого наняла женщина, Гарри соблазняет вдовушку, но вредина-режиссер, кажется, предпочитает нам показывать обнаженным главного героя, а не героиню, которую играет Фамке Янссен. В целом, причина такого режиссерского интереса понятна, но все равно досадно, что будущую звезду "Людей Икс" и "Факультета" не раздели подробнее.

Lord of Illusions, 1995

С точки зрения внутренней хронологии цикла о Гарри Д’Амуре этот фильм интересен тем, что дает нам взглянуть на начало пути героя, где он еще не стал опытным охотником на сверхъестественное. Тоже самое, собственно, относится и к исходной повести: его появления в "Явлении тайны" и "Эвервилле" показывают нам значительно более искушенного Гарри, не говоря уж о "Алых Евангелиях".

В целом, получился любопытный фильм, который отлично смотрится и сейчас, особенно на фоне нынешних, беззубых жанровых подделок. Он уступает более ранним работам Баркера, но все равно производит впечатление и поддается время от времени пересмотру. Лично я, при следующем пересмотре, намерен поподробнее послушать комментарии Клайва Баркера - думаю, он может рассказать немало интересного о фильме и работе над ним.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us