Последняя акула

]]>
]]>

L'ultimo squalo, 1981

Lultimo squalo

Городок на берегу океана стал ареной предвыборной борьбы: местный бизнесмен готовится баллотироваться в губернаторы. Важной частью его кампании стала поддержка традиционной местной регаты, но как раз этому празднику могут помешать. Похоже, что поблизости появилась акула. Большая белая акула.

Режиссер: Энцо Дж. Кастеллари

В ролях: Джеймс Франсискус, Вик Морроу, Микаела Пиньятелли

Фильм явно и целенаправленно шел в кильватере "Челюстей" - его можно считать плагиатом фильма Стивена Спилберга, можно - неофициальной и волной интерпретацией сюжета Питера Бэнчли, но связь отрицать сложно. Не зря же на видеокассетах этот фильм был издан как "Челюсти: Возвращение", в Испании показывался как "Челюсти 3", а в отечественных видеосалонах как "Челюсти 5". Уловили сходство и в "Юниверсал" - в результате во время проката фильма в кинотеатрах, студия подала в суд, выиграла дело о плагиате и картину с показа сняли. Как бы то ни было, для всех кроме ярых фанатов авторского права эти разборки мало интересны сами по себе. Другой разговор, смог ли итальянский режиссер внести в историю что-то свое.

На самом деле - скорее да, чем нет: в частности, изменена расстановка сил, появились любопытные нюансы в характерах и есть в фильме один эпизод довольно важный для дальнейшего развития поджанра. Правда, фильму это не сильно помогло, на мой взгляд: если честно, "Последняя акула" показалась мне самым скучным представителем поджанра, виденным мною на данный момент - я даже досматривал фильм вполглаза, занимаясь другими делами, чего не делаю почти никогда.

Итак: в том, что касается расстановки сил. У Спилберга речь шла о противостоянии шерифа и местных заправил - то есть, по сути, по обе стороны конфликта были лица официальные, представители разных ветвей власти. У Кастеллари - строго наоборот: с одной стороны, у нас местный бизнесмен, который еще только готовится стать губернатором. С другой стороны - вообще писатель, волею судеб оказавшийся втянут в разборки с акулой. То есть, лица именно что неофициальные - опять-таки, по обе стороны барьера. Понятно, что бизнесмен таки обладает весомым авторитетом, в частности, он смог настоять на проведении регаты, хотя и принял меры безопасности. Это, кстати, второе важное изменение: "антигерой" не пытался закрыть глаза, он сделал, что мог, но, как четко потом проговаривает один из персонажей - сделал недостаточно, просто потому, что никто не предполагал столкнуться с настолько крупной акулой. Более того, по ходу развития событий, этот бизнесмен отправился сам разбираться с зубастым противником - именно потому, что его мучила совесть из-за произошедшего. Как хотите, но при всем формальном сюжетном сходстве - конфликт здесь выглядит принципиально иным.

В том, что касается спецэффектов - ну, вы же не ждете от итальянского рип-оффа американского кинохита потрясающих воображение эффектов? Ну да, в некоторых сценах "играет" не просто механическая акула, но я бы сказал - очевидно механическая. Само по себе это, впрочем, еще не грех - а в некоторых случаях даже идет фильму на пользу - если создатели картины не скрывают при этом самоиронии. Но нет - в фильме все сделано на исключительно "серьезных щах", и кукла "зловеще" всплывающая за спинами героев скорее раздражает, чем страшит. Более того, сами моменты нападения сняты тоже... оригинально. Девушка падает за борт, мы знаем, что рядом рыщет акула и.... Тут же видим, как ее везут на каталке в местной больнице. Нет даже попытки выжать напряжение, страх - да хотя бы просто отвращение из зрителя. Просто переходим к следующей сцене.

Что касается вклада фильма в развитие поджанра, то есть в фильме одна сцена, которая достойна просмотра и, сдается мне, была потом взята на вооружение. Выше я уже упоминал, что бизнесмен отправился искупать вину в поединке с акулой....Так вот, он полетел на вертолете - и закончилось дело тем, что акула завалила вертолет. Причем снята эта сцена была действительно неплохо и даже, условно говоря, правдоподобно - но, тем не менее, по моему ощущению, именно она вдохновила более поздние образчики жанра, в которых акулы начнут летать, ходить по земле и вообще вытворять, что угодно.

С точки зрения киномана фильм интересен еще и тем, что в нем задействованы не последние люди в жанровом кино тех лет. Энцо Дж. Кастеллари вряд ли нужно представлять: режиссера оригинальных "Бесславных ублюдков" все неплохо знают, благодаря "Бесславным ублюдкам" по версии Квентина Тарантино.

Что касается актеров: Джеймс Франсискус может быть знаком вам по "Кошке о девяти хвостах" и "Под планетой обезьян". В свою очередь, Микаела Пиньятелли тоже снималась у Дарио Ардженто - но в "Игроке" и "Соборе" (в последнем случае Дарио был продюсером, разумеется, режиссером был Микеле Соави). Ну и, наконец, Вик Морроу сильнее всего известен по "Сумеречной Зоне: Фильму", на съемках которого он трагически погиб. С другой стороны, актерскую работу ни одного из них я бы не назвал выдающейся: в этом фильме, честно говоря, ни один из персонажей просто не запоминается.

Словом, как мне кажется, фильм любопытен только для комплетистов темы. Впрочем, насколько я понимаю из отзывов зрителей, если вы посмотрели его в сравнительно нежном возрасте и будучи малознакомым с темой, то на вас он может произвести некоторое впечатление. На мой взгляд, даже сиквелы "Челюстей", которые принято отчаянно бранить - и то смотрелись лучше. А вот постер, кстати, хороший.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us