Последний динозавр
Рубрики: Фильмы » Обзоры » Мои переводыМетки: Александр Грассхофф, Джоан Ван Арк, Дон Малони, Карл Хансен, Лютер Рэкли, Ричард Бун, Стивен Китс, Тэцу Накамура, Уильям Росс, Цугунобу Котани
The Last Dinosaur, 1977
Сотрудники нефтяной компании обнаруживают на полюсе озеро в жерло вулкана, на берегах которого до сих пор живут динозавры. Туда отправляется научная экспедиция, во главе с владельцем компании, завзятым охотником....Режиссер: Александр Грассхофф, Цугунобу Котани
В ролях: Ричард Бун, Джоан Ван Арк, Стивен Китс, Лютер Рэкли, Уильям Росс, Карл Хансен, Тэцу Накамура, Дон Малони
Этот фильм в высшей степени достоин серьезного разговора, а потому дальше будут обильные СПОЙЛЕРЫ. Не смотря на присутствие в кадре нескольких видов динозавров, эта совместная работа США и Японии получилась, все-таки, рассказом вовсе не о гигантских ящерах. Это фильм о людях, их взаимоотношениях - и потом мне кажется правильным начать обзор с представления актеров.
Самое сильное впечатление, как и задумано авторами, производит главный герой, Мэстен Траст. Ричард Бун, исполнитель этой роли, чуть позже еще раз поработает с японцами: на мультфильме "Хоббит", где он озвучит дракона Смоуга. Здесь его герой - матерый, постаревший, но не согнувшийся настоящий мужчина, неуловимо напоминающий мне героев Чарльза Бронсона.
Тэцу Накамура известен по роли японского посла в обожаемом мной "Красном солнце" и прорве японской фантастике, включая "Мотру" (1961). Жаль только, что здесь у него роль, мягко говоря, не слишком велика. Джоан Ван Арк я видел впервые, хотя снималась актриса немало - но особого впечатления она не произвела. Да, у нее прекрасно получилась самоуверенная стерва, но была ли это игра? Стивен Китс, представший на экране в роли Чака Уэйда, тоже довольно востребован - играл в одной из реинкарнаций "Сумеречной зоны", культовой "Жажде смерти"... Как и в предыдущем случае, мне трудно отделить антипатию к персонажу от отношения к актеру.
В фильме очень рано и весьма отчетливо формируется любовный треугольник. Мэстен Траст, матерый, богатый и неукротимый. Сумев поразить его воображение, Фрэнки, модная фифа и фотограф, добивается своего включения в состав экспедиции. А уже попав на остров - кладет глаз и на молодого парнишку, работника Траста. Да он истеричен, туповат и ненадежен, но зато вполне управляем. Догадайтесь, какой героиня сделает выбор? Хотя ее и тянет по-женски к настоящему мужчине, но, разумеется, она останется с безопасным. По сути, Фрэнки здесь - феминистка, которая всю жизнь тщится доказать, что она не хуже мужчин, не понимая, что женщина - не хуже и не лучше, она просто другая. Попутно, как и любая феминистка, она предпочитает связываться с кастрированными котами вместо мужчин - что, собственно, и показано в фильме.
В этом смысле крайне важна одна из последняя сцена, когда Мэстен, даже получив шанс выбраться с острова, отказывается от него.
- Оставь в покое этого динозавра, пусть он живет, - пытается настоять на своем Фрэнки, - ведь он - последний.
- Как и я, - отвечает Мэстен, прежде чем уйти.
Именно здесь создатели фильма рискнули пойти на обнажение приема: ведь название фильма обманывает. На острове мы видим нескольких динозавров - так почему же в названии фильма - "Последний"? Потому, что подразумевается вовсе не Тиранозавр, а Мэстен. Он и есть последний динозавр, настоящий мужчина в мире феминисток и их ручных мужчинок.
Единственное, что помешало фильму стать гениальным - трусливое следование канонам рассказывания историй. Если бы фильм закончился на этом диалоге, на кадрах ухода Мэстена в доисторические джунгли - он был бы гениальным. Но, конечно, надо было показать, как спаслись Фрэнки и Чак, как за Мэстеном покралась дикарочка... Словом, греческой трагедии понадобился хэппи-энд. Но даже с этой слабостью - "Последний динозавр" вошел в число лучших фильмов, виденных мной в этом году.
Ну и напоследок не могу не сказать о динозаврах. Я неровно дышу к старой фантастике на эту тему - глянцевые чудовища Спилберга, как ни странно, оставляют меня практически равнодушным, а вот старые фильмы с покадрово анимированными куклами или японские "кайдзю" с людьми в костюмах - производят гораздо большее впечатление. Правда, костюм Тираннозавра здесь сделан не слишком удачно: иногда ящер кажется ватной игрушкой, настолько неправдоподобно движется его шкура - словно под ней не мышцы хищника, а жир. Отмечу, что этот костюм был так же использован в фильме Kyôryû sensô Aizenbôgu , известном еще и как " Attack of the Super Monsters" ("Атака супермонстров"). Насколько я понимаю, под вторым названием известна американская версия фильма, переозвученная и, возможно, перемонтированная. Кстати, с "Последним динозавром" - та же история: его собирались выпустить в США в кинотеатры, но что-то не получилось и сокращенная со 106 до 95 минут распространялась на ТВ и видео. В чем разница между версиями мне установить не удалось, но я смотрел и переводил полный, японский вариант.
Скачать его для ознакомления вы можете здесь .