Посетитель Q (обзор) / Bijitâ Q (rewiew)

]]>
]]>

История обычной японской семьи, где у каждого - свой "скелет в шкафу". Появление гостя в этом доме позволяет событиям то ли окончательно выйти из под контроля, то ли наконец наладиться....

Режиссер: Такаши Миике

В ролях: Кеничи Эндо, Шунгику Учида, Кадзуси Ватанабе, Джун Муто, Фудзико, Шоко Накахара

То, что Такаши умница и большой юморист можно уловить после просмотра практически любого его фильма, но здесь мастер превзошел самого себя.... Начинаясь со сцены довольно-таки неловкого съема, дальше фильм только набирает обороты. В среде кинокритиков его принято называть шокирующим, но, на мой взгляд, особого натурализма здесь мы не увидим - тем более, что в эротических сценах, к примеру, гениталии актеров закрывает муар. К сожалению, это не творчество наших прокатчиков - так же фильм выходил и в других европейских странах, насчет японского издания я не в курсе. Кстати, и по наполнению наш релиз примерно соответствует западным - толковых бонусов нет нигде. Но вернемся к фильму...

Миике выстраивает свой фильм как последовательный рассказ с проблемах одной конкретной семьи, которая уже давно разваливается, и поделать с этим, казалось бы, ничего нельзя. Пресловутый посетитель, вынесенный режиссером в заголовок, на самом деле – типично хичкоковский «МагГаффин»: он мало что решает, и почти не воздействует на происходящие в семье процессы. Разве что в сцене с матерью, где он действительно дает толчок в нужном направлении. В остальном же его функция в фильме - отвлекать внимание зрителя на себя, и дать возможность Миике показать свой фирменный фокус. Переворачивание всего и вся с ног на голову. На протяжении большей части фильма мы уверены, что эту семью уже ничего не спасет и в конце нас ждет локальный (а может и глобальный, Миике не привыкать) апокалипсис. И, вроде бы, нас к этому и ведут – маразм происходящего на экране крепчает с каждой минутой. Ан нет, в финале, когда количество мыслимых и немыслимых преступлений (убийство, некрофилия, расчлененка, инцест) нарастает, а градус маразма взвинчивается до привычных у Миике высот – нас ждет катарсис и просветление. Именно в этой безумной обстановке семья и находит заново свою целостность – в чем-то схожую с семейной гармонией Микки и Мэлори из «Прирожденных убийц». И вот тут действительно наступает шок – именно на пасторальном финале, а не на всех предшествовавших ему безобразиях. Утерянная когда-то любовь и гармония восстанавливается с помощью изуверских преступлений, творимых всей ячейкой общества сообща.

Еще один культурный шок, присущий фильму – менее мощный, но четко ощутимый – связан с тем, что фильм Миике смешон, но смешон в ТАКИЕ моменты: герой насилует труп и удивляется, что там, внутри все еще влажно – и тут же вляпывается в фекальные массы. А потом его член застрянет в коченеющем теле, и вынимать его будут при помощи ванны из уксуса, куда засунут и насильника и мертвое тело. Поверьте – Миике хватило таланта, чтобы снять эти сцены действительно смешно. Но рано или поздно до зрителя доходит, над чем, собственно говоря, он смеется. И вот тут наступает культурный шок. На самом деле, именно подобные кульбиты, которые фильмы Миике заставляют проделывать ваше сознание – и есть самое ценное в его работах. На языке поклонников Кастанеды, помнится, это называется «остановить сознание». Не скажу, что этот фильм вошел в число моих любимых, но определенно смог удивить – чем и хорош. По моему глубочайшему убеждению, искусство, не способное удивить вообще не является таковым.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us