Пол Андерсон - Дети морского царя
Poul Anderson - The Merman's Children
Морской народ Лири, разновидность водяных, живет у берегов Дании. Много лет назад царь Лири женился на земной женщине, она родила ему трех детей, но в конце концов вернулась на сушу. А теперь христианский епископ наложил анафему на поселение морского народа - и водяные вынуждены искать себе новое пристанище.
У этой книги есть несомненное достоинство - она была написана на основе тех фольклорных традиций, которые редко привлекали внимание фантастов как в 1979 году, так и ныне. Помимо датских легенд и сказок был привлечен и славянский фольклор, что не характерно для англо-американского фэнтези. Чаще всего, причем даже у славянских авторов - получаются довольно лубочные произведения, но Пол Андерсон сумел создать довольно органичный и убедительный мир.
Недостаток книги, на мой субъективный взгляд, сам мотив противостояния Волшебного мира и христианства. Многие герои говорят о том, что Волшебный мир гибнет, его времена проходят - и даже для самих водяных будет благом принять христианство. Но вот только прописать это хоть сколько-нибудь убедительно у Пола Андерсона не получается. Все эти прославления новой веры так и остаются декларациями не убедительнее предвыборных обещаний.
В связи с этим встает вопрос: а какую, собственно. задачу ставил перед собой автор? Если он разделяет мнение своих героев о христианстве, то, извините, но это провал. Сравните только, как ведет себя мудрый и действительно вызывающий симпатию Ванимен, морской царь, еще будучи водяным - и как грубо, жестоко и ханжески он разговаривает с вилией после своего крещения. А ведь она, обратите внимание - никому вреда не причинила. Вот если Андерсон мечтал создать антихристианский памфлет - то да, ни один сатанист так убедительно не показывал превращение достойного мужчины в чванливого мудака. Причем это не единичный случай - стоило покреститься дочери Ванимена, Эяне - тоже вышла чистейшая ханжа и тупица. Зато бывшая проститутка
- напротив, вызывает глубочайшую симпатию и сочувствие.Еще один очевидный недостаток этого романа - то, что по сути, это никакой не роман, а несколько повестей, объединенных в одну книгу. Глыбища получилась большого объема, но весьма рыхлой структуры - сюжетные линии слабо связаны между собой, персонажи приключаются ad nauseam, история петляет...
В целом - мастерство, конечно, не пропьешь, и в юности мне понравилась эта книга - но, думаю, что это последнее перечитывание: в зрелом возрасте она уже утомляет. А вот к его же "Сломанный мечу" я вернусь еще не раз и с удовольствием.