Плетеный человек

]]>
]]>

The Wicker Man, 1973

Памяти Кристофера Ли

The Wicker Man, 1973 Плетеный человек (Памяти Кристофера Ли)

Английский полицейский приезжает на шотландский остров, с которого пришло сообщение о пропавшей девочке. Население острова - язычники, и "бобби" подозревает, что ребенка принесли в жертву. Но возможно, что она еще жива и жертвоприношение еще не состоялось.

Режиссер: Робин Харди

В ролях: Эдвард Вудворд, Кристофер Ли, Дайан Чиленто, Бритт Экланд, Ингрид Питт

Пересматривать фильмы Кристофера Ли сразу после смерти этого колосса - невероятно трудно, именно поэтому мне пришлось подождать несколько дней. Ну и с какого же фильма и начинать, как не с "Плетеного человека", которого лично я включаю в первую десятку наиболее любимых фильмов в истории кино. Сразу хочу сказать, что в рецензии есть СПОЙЛЕРЫ и весьма тяжкие - то просмотра фильма лучше, если вы еще не знаете развязку.

Более того, считается, что это один из лучших британских хорроров, хотя натурализма вы здесь не найдете вовсе, да и пугать будут несколько необычным образом. Словом, чистоты жанра не ждите: здесь есть элементы детектива (как-никак, в центре фильма - расследование), есть много густой, мистической атмосферы, есть даже элементы комедии - причем типично английской, абсурдистской, с узнаваемыми нотками "Монти Пайтон".

Уникальность фильма в странной, зыбкой позиции рассказчика, которая то и дело ускользает от понимания: на чьей он, собственно, стороне? Фильм невозможно понять, если не уловить эту его моральную двойственность: эта история о язычниках, мир которых грубо попирает туповатый английской "бобби" или фильм о христианине, страже закона, который столкнулся с невероятными преступлениями? Суть стратегии фильма в том, что эта позиция все время меняется. В начале фильма нам показывают полицейского, над которым смеются даже его сослуживцы - он слишком религиозен, строго придерживается морали - даже с точки зрения других таких же англичан. Приехав на остров он сразу начинает наводить свои порядки, разговаривает весьма грубо, а временами и превышает полномочия: когда ему говорят, что для получения документов нужно разрешение местного правителя, он просто грубо давит на женщину, пока не добивается своего. То, что первоначально видит вокруг главный герой шокирует его, но никак не зрителя: ну да, языческая община, уединенно живущая по своим законам. И кому они мешают? Правда, вот, история с девочкой - но до поры до времени непонятно, а была ли она вообще.

Но даже в этих, сравнительно безобидных первых минутах фильма уже ощутимо смутное ощущение угрозы, которая, по мере развития повествования, все нарастает. "Плетеный человек", если вы сумеете уловить его настроение, предложит вам уникальную возможность посмотреть на танец обнаженной девушки, которая поет призывную песню - и почувствовать, что это самый жуткий эпизод фильма, под поверхностью которого таится бездна лавкрафтианского ужаса.

Точно так же и в игре Кристофера Ли - его персонаж в этом фильме кажется едва ли не самым беззаботным за всю его карьеру, он улыбается, шутит, распевает непристойные песни... Но в нем тоже ощутима подспудная угроза... И в финале, когда он одевается в женское платье и танцует впереди процессии, смеяться над его героем совсем не хочется. Не зря актер согласился играть эту роль бесплатно (надеясь, что она придаст новое ускорение его карьере) и не зря потом называл одной из лучших своих работ.

Финал вообще довольно интересно построен, он шокирует, но не тем, чем кажется на первый взгляд. Да, нам покажут сожжение человека заживо, но... По-настоящему здесь шокирует именно моральная двойственность эпизода: главный герой, своим упрямством и желание везде установить свои порядки, загнал себя в ловушку. Его же предупреждали: "Не лезьте не в свое дело". И он сам выбрал свою судьбу - стал мучеником, кстати, если уж расценивать это событие с позиции христианства. С другой стороны, вряд ли кто-то из зрителей фильма не посочувствует его страшной гибели.

Временами фильм вообще относят к мюзиклам, но его божественном саундтреке я уже писал отдельно, хотя и слишком коротко.

Напоследок не могу не сказать о еще одном аспекте картины... Вопросе авторского права. Каждый раз, когда очередная тварь начинает ругать пиратов, которые мешают ей заработать копеечку - вспоминайте этот фильм. Когда фильм пора было выпускать в прокат, у студии сменился хозяин, пришли тупые чинуши и сначала приказали поерзать фильм по живому, потому что их крошечные мозги сочли его слишком длинным. Потом они приказали очистить склад, на котором хранятся "ненужные вещи" и, по "непонятной ошибке неизвестно кого" пара-тройка сотен коробок с НЕГАТИВАМИ фильма была выброшена в мусор. Полной версии фильма более не существует. Нигде. Вообще. То, что было выпущено под названием "режиссерская" или "расширенная" версия фильма - все равно не включает в себя весь материал, но даже эта бесценная версия была... случайно обнаружена в мусоре. Поэтому, каждый раз, когда очередной правообладатель заикается о своих правах - требуйте от него, чтобы он вернул культуре оригинального "Плетеного человека", утраченные серии "Доктора Кто", уничтоженные такими как он - и только после этого пусть вякает про пиратов, благодаря которым хоть что-то из этих сокровищ уцелело. Извините, наболело.

В целом - уникальный фильм, не похожий ни на один снятый до или после него. О римейке не могу сказать ничего - это тот случай, когда смотреть фильм я не буду ни под каким видом, потому что адекватно снять его в другое время, с другим актерами - просто невозможно. Лично у меня этот фильм, помимо стабильного нахождения в десятке лучших фильмов в истории кино, неизменно проходит по номинациям: "Лучший фильм ужасов", "Лучший саундтрек фильма ужасов", "Лучшая роль Кристофера Ли" - это только наиболее очевидные. Но смотреть его стоит вдумчиво - слишком легко не уловить его настроение, атмосферу - ту самую, которая и делает его уникальным.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 2