Пиковая дама: Черный обряд

]]>
]]>

Queen of Spades: The Dark Rite, 2015

Пиковая дама: Черный обряд

Подростки со скуки решили поиграться с мистикой и вызвать Пиковую Даму. Вряд ли они ожидали, что она отзовется - и уж тем более, не догадывались о последствиях.

Режиссер: Святослав Подгаевский

В ролях: Алина Бабак, Игорь Хрипунов, Владимир Селезнев, Валерия Дмитриева, Евгения Лоза

Когда мы только что пошли в школу, нас заставляли писать прописи: так и писать вообще привыкаешь, и почерк красивее вырабатывается. К сожалению, большинство российских кинематографистов необходимость прописей подзабыла, а потому не справляется даже с "низкими жанрами" вроде боевика и ужасов. Именно в такого рода фильмах, как ни странно, работать сложнее: они требовательнее к знанию основ, но не терпят прямого копирования.

Фильм Святослава Подгаевского не избежал модных болезней русского кино - и того, что я называю "тарковщиной" в частности. Первая треть фильма, та, где режиссер играется с нагнетанием атмосферы, смотрится очень тяжело и мне не раз хотелось выключить. Во-первых, странная работа со звуком: как и во многих других наших фильмах, актеры бурчат себе под нос и половину фраз разбирать приходиться с большим трудом. Иногда я даже жалел, что нет субтитров - на русском-то фильме. Во-вторых, электронная музыка, временами переходящая в не слишком вызывающий нойз, была призвана создавать атмосферу - но она звучала почти непрерывно и, в результате, скорее раздражала своей навязчивостью. Ну и самое главное: вот на черта оператор то и дело игрался с камерой, находя "новые и необычные" ракурсы. Что они должны символизировать? С чьей точки зрения нам показывают события? Лично мне это осталось непонятным.

Проведите над собой эксперимент: посмотрите начало "Пиковой Дамы" и начало "Звонка", например. Обратите внимание насколько тщательно у японцев создается обычная бытовая обстановка, показанная совершенно буднично - и насколько резко и пугающе в нее вторгается потустороннее. В российском фильме режиссер с оператором навязчиво твердят вам: мы ужасы смотрим, я сейчас как начну пугать... В результате они просто перебарщивают.

К счастью, во второй половине фильма, когда события ускоряются, эти игры забросили - а может я несколько притерпелся, но смотреть стало гораздо легче.

Что касается остального: да, перед нами достаточно шаблонная история - семья, в которой отец ушел от матери, но возвращается из-за дочери, которая попала в опасную ситуацию ("Звонок"). Чудовище, которое, будучи вызвано, уже не отстает и избавиться от которого невозможно (таких фильмов, сами понимаете, очень много), одержимая девочка и тот, кто пытается ее от одержимости избавить, попутно рискуя жизнью ("Изгоняющий дьявола"). Но главное в "Пиковой даме" - то, что большинство из этих шаблонов применяется достаточно грамотно и, в целом, срабатывают. Упреки в том, что фильм получается неоригинальным можно отметать сразу: хоррор в принципе редко бывает "оригинальным", так как чаще базируется на воспроизведении типичного набора страхов: зеркала, злобные привидения и так далее... Кроме того, как я уже и говорил, стоит сначала изучить прописи, а потом уже претендовать на звание каллиграфа.

В принципе, в начале просмотра я был довольно сильно разочарован, но по мере продвижения к финалу моя оценка повышается - хотя чаще бывает наоборот. Более того: в фильме явно есть намеки на возможное превращение в киносериал - и лично я бы продолжение посмотрел.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us