Песочный Человек 01: Прелюдии и ноктюрны

15 мая 2019 г.Просмотров: 1339RSS
Рубрики: Комиксы и мангаМетки: ,
]]>
]]>

The Sandman: Preludes & Nocturnes

Песочный Человек 01: Прелюдии и ноктюрны

Группа оккультистов решилась на дерзкий шаг: пленить саму Смерть... Но все пошло наперекосяк и в клетке оказался ее младший брат, Сон. Конечно, одному из Вечных под силу пересидеть даже заключение, длящееся десятилетиями - но как потом вернуть утраченные силы и артефакты? Придется отправляться в путь.

Автор сценария: Нил Гейман

На самом деле, сказать что-то новое и умное об этой книге довольно сложно: да, это один из самых титулованных комиксов в истории, обладатель кучи наград, включая те, что обычно комиксам не присуждаются - хотя, справедливости ради, добился он их уже позднее, не с первого тома. С другой стороны, можно попробовать поделиться впечатлениями - тем более, что они довольно парадоксальны.

Начнем с того, что Геймана я не люблю: его сценарии к "Доктору Кто" стабильно оказывались, на мой взгляд, едва ли не самыми скучными в сезоне, его хваленый роман "Американские боги" я дочитал на голом упрямстве и тут же забыл почти целиком... Тем не менее, этот комикс меня подкупил еще при первом знакомстве, состоявшемся годы назад. Теперь я, наконец, решил его собрать на полочку - ну а, заодно, и за обзоры взяться.

Первый парадокс этого комикса, который бросился мне в глаза - да, как и твердят из каждого утюга, это отличный аргумент в пользу того, что комиксы - таки литература. На мой взгляд, "Песочник", как аргумент, даже лучше пресловутых "Хранителей", но Алана Мура я люблю еще меньше, чем Геймана. Но, с другой стороны, особенности подачи материала таковы, что новичок в комиксах рискует просто не продраться через них - неплохо бы, сначала, потренироваться на более традиционного формата историях, вроде пресловутых супергероев в трико. Но мы же помним, что все те истории - картинки для дебилов, да? В результате получается замкнутый круг.

Более того, Гейман еще и перенасыщает свое произведение отсылками к другим комиксам: тут упоминается Джокер и Харви Дент, появляется Доктор Судьба, Марсианский Охотник, Константин и даже Люцифер - тот самый, который потом получит собственную серию комиксов, которая в свою очередь станет основой для сериала, правда, не особо следующего за первоисточником. В результате, помимо непривычной подачи, пресловутый новичок рискует еще и в персонажах запутаться: кто все эти люди и нелюди, явно появившиеся неспроста?

Тут, кстати, вступает в действие второй парадокс этого произведение, да и творчества Геймана в целом: он любит плести замысловатые узоры из отсылок и аллюзий, но многие из них ведут в никуда и для понимания происходящего не нужны. Ну, в самом деле: из тюрьмы для сумасшедших преступников бежит заключенный, его "коллега" на прощание заверяет беглеца, что он еще вернется - и, в конце концов, так и происходит. Да, беглец - тот самый Доктор Судьба, который был даже в последнем кроссовере CW, его "оптимистичный" сосед по заключению - Пугало, так же уже появлявшийся на телеэкране, а тюрьма - и вовсе пресловутый Аркхэм. Но незнание этого не помешает понять происходящее, разве что, потеряется забавная ирония: здесь, Морфей, по сути, играет роль, привычную для Бэтмена - преступник бежит, герой его ловит, но все знают, что злодей потом снова сбежит, а герой... В общем, типичный для комиксов о супергероях замкнутых круг виден и здесь, хотя здесь их конфликт развивается и работает несколько иначе.

При желании можно уловить не только комиксные, но и литературные отсылки: ну, к примеру, сцена с поиском нужного демона в Аду явно навеяна "Магией, Инк" старины Хайнлайна, но, на мой взгляд, в романе она вышла увлекательнее и сочнее, чем в комиксе.

Еще забавнее, когда отсылки становятся менее очевидными, чем кажется на первый взгляд: к примеру, Каин и Авель здесь не просто библейские персонажи, но еще и "ведущие" собственных хоррор-серий - но, опять-таки... Для обычных читателей они могут оставаться просто подручными Морфея.

Чисто структурно, первый том - несколько историй, первоначально выходивших в синглах, как ежемесячная серия, но они связаны общим сюжетом: Морфей, избавившись от плена ищет свои артефакты. Первая и последняя истории, в своем роде, пролог и эпилог: первая как раз и рассказывает о пленении, в последней Морфей встречает свою сестру, Смерть, и та вправляет ему мозги. Сами по себе истории, пожалуй что, неравноценны, что признает и сам Гейман в послесловии: тогда он еще только нащупывал пути, которыми Сэндмен пойдет дальше. Лично я однозначно бы выделил финальную историю со Смертью - лучшее, что есть в первом томе. Запоминается и новелла с участием Константина - хотя бы потому, что все любят Костю, не так ли? Эпизод с посиделками доктора Ди в кафе не плох, хотя бы, своей экспериментальностью, но, по моему смутному ощущению, несколько недокручен. Ну и в целом, налет хоррора в "Песочном человеке" весьма ощутим, но перебора с этим не возникает. В любом случае - первая книга цикла стала этаким прологом - но достаточно интригующим, чтобы захотелось узнать продолжение историю.

Оригинальное издание я в руках не держал, но к русскому претензий не имею: издано качественно, с большим количеством интересных комментариев, без которых здесь было бы сложно понять многочисленные детали. Перевод я с оригиналом не сравнивал, но сам по себе он вопринимаеся неплохо. Разве что - в вышеупомянутых комментариях название серии про Константина было переведено как "Восставший против Ада", что, помнится, не вполне подходит комиксу. Но, видимо, переводчик решил сохранить созвучие с названием фильма Баркера.

В целом, если вы интересуетесь комиксами - всецело рекомендую.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us