]]>
]]>

Fright Night, 1985

Подросток замечает, что мужчина, вселившийся в дом по соседству - вампир. Разумеется, ему не верят ни мать, ни полиция, ни даже друзья. Но, может быть, охотник на вампиров из популярной телепередачи согласится помочь?

Режиссер: Том Холланд

В ролях: Крис Сарандон, Уильям Рэгсдэйл, Аманда Бирз, Родди МакДауэлл

На самом деле, это еще один фильм, который я трагически опоздал посмотреть - попадись он мне в эпоху видеосалонов, наверное, я оценил бы его гораздо выше. Сейчас заметны слишком многие недостатки - хотя и достоинства, разумеется, есть... Не зря же за рубежом он считается поистине культовым. 

Итак, во-первых, надо понимать, что это мейнстрим-хоррор: не лютый андерграунд вроде лучших работ Фульчи, в которых автор вообще ничем себя не стесняет, и не дешевые, но зато изобретательные ужастики, вроде тех, что снимали Юзна и Гордон.  Этот фильм старательно держится в рамках приличия: обнаженки минимум, действительно запоминающаяся хоррор-сцена только одна. 

Более того, авторы фильма, есть у меня такое ощущение, толком так и не определились, что же они собираются снимать: в результате, в "Ночи страха" есть сразу два магистральных направления, которые друг другу несколько мешают. 

Во-первых, это "подростковая романтика" - и эта часть фильма практически удалась. Если оставить за скобками "вампирскую" подоплеку, которая в данной сюжетной ветке не слишком важна, то сюжет получается вполне вменяемый. Парень встречается с девушкой, но к более "взрослым" отношениям они никак не перейдут: то девушка не уверена, что она готова- то парень в самый неподходящий момент отвлечется на что-нибудь столь глупое и инфантильное, как слежка за подозреваемым в вампиризме... А вот сосед оказывается мужчиной более взрослым, представительным и, наверное, в определенном смысле привлекательным - тут не меня, а девушке спрашивать. И он быстро добивается от девушки всего чего хочет - но парень решает ее отбить. Как видите, нормальный сюжет для подросткового "мыла", если добавить к подаче этого материала юмор (а создатели "Ночи страха" его добавили) - то даже без вампиров может получится вполне "съедобно". Если добавить мистическую составляющую - то получается примерно та же формула, с которой Джосс Уидон превратил в нестареющий хит свою "Баффи".  Но, как блестяще доказала "Ночь страха", поставивший ее Холланд - не Уидон: ему не удалось настолько же идеально выдержать баланс. Хотя сама по себе эта линия фильма воспринимается неплохо, в лучших сценах даже сквозят интонации великого Брэдбери.

Вторая составляющая фильма - рассказ о телеведущем, который оказался, разумеется, поддельным охотником на вампиров, но ему пришлось столкнуться с настоящими кровососами. Опять-таки, эта линия воспринимается, сама по себе, неплохо - в основном, за счет изумительной игры Родди МакДауэлла   звезды оригинальной "Планеты обезьян".  К слову, его персонаж был назван в честь двух великих актеров фильмов ужасов: Винсента Прайса и Питера Кушинга.  Прайсу даже предлагали сыграть главную роль, но он отказался, что, как мне кажется, пошло фильму на пользу - при всем уважении к иконе жанра. МакДауэлл сыграл своего героя ближе к манерам Кушинга, заметно утрировав его фирменное джентльменство. Впрочем, сам актер утверждал, что вдохновлялся Трусливым львом из классической экранизации "Волшебника страны Оз".

Но, тем не менее, на смешении этих двух линий возникает, к сожалению, не синтез, а конфликт - во всяком случае так мне показалось: рассказ о поддельном герое, которому пришлось стать настоящим и история подростка, которому пришлось вырвать подружку из лап взрослого "соблазнителя" - толкаются и мешают друг друг в рамках одного фильма. На всем протяжении просмотра меня не покидало ощущение, что будь это две разные истории,  я бы отнесся к ним с большим интересом. Особенно хорошо это заметно в сцене дискотеки: чувственный, превосходно снятый и поставленный танец, предельно ясно работающий на идею "подросткового мыла": взрослый, более опытный человек оказывается привлекательнее инфантильного подростка. Этот танец - одновременно и попытка соблазнения, и вызов, бросаемый молодому сопернику. Но те, кто воспринимает фильм как чисто вампирские ужасы - оказываются разочарованы и, зачастую, считают сцену лишней. 

Что касается мифологии фильма, то она тоже вызывает вопросы. Ну, например, кто этот загадочный помощник вампира? Понятно, что это местный аналог Рейнфилда из "Дракулы" праотца Стокера,  но что за отношения их связывают? В некоторых кадрах, знаете ли, едва ли не гомосексуальные нотки проскальзывают. Тоже касается и девушки.. Ну, хорошо, приплели вы сюда мотив "она была перерождением кого-то, кого я знал...". Вроде бы, настоял на этом сам исполнитель роли вампира, чтобы "придать образу глубины"... Ну, во-первых, сам по себе этот ход используется, наверное, в каждом втором вампирском фильме, а во-вторых, для "придания глубины", наверное, недостаточно просто пару раз показать эту картину и ничего не объяснить. 

Есть еще один забавный момент, связанный с историей фильмов ужасов как таковых. Герой Родди МакДаэула говорит в фильме об работниках кино и ТВ: "Все, что им нужно - безумец, который носится вокруг в лыжной маске и режет молодых девственниц".  Что, разумеется, отсылка к "Пятнице, 13-е". При этом вышибала в ночном клубе, который конфликтует с Джерри, сыгран актером, который исполнил роль члена банды мотоциклистов в "Пятнице, 13-е, часть 3".

В целом, получился отличный пример "мейнстрим-хоррора": без перегибов, которые могли бы отпугнуть широкую публику, но зато с отличными спецэффектами. Актерская игра, и помимо МакДауэлла не вызывает особых нареканий - даром, что исполнитель роли Злого Эда потом подался в гей-порно. Если бы я посмотрел этот фильм подростком, в эпоху видеосалонов, то, наверняка, ностальгировал бы до сих пор пор и оценивал его несколько выше. Но любителям жанра его можно смело рекомендовать в любом случае. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us