Немецкий андерграунд в кино

]]>
]]>

Течение европейского хоррора – уникальная вещь. Нет, не среди европейского кино, скорее – среди фильмов ужасов как таковых. Не имея богатых традиций и соответствующего культурного наследия, итальянцы Риккардо Фреда (Ужасная тайна доктора Хичкока, Игуана с огненным языком) и Марио Бава (Три лица страха, Маска Сатаны, Операция страх) создали в 1957 году фильм «Вампиры», ставший отправной точкой, в первую очередь, итальянского хоррора на, без малого, 40 лет. Снежный ком, пущенный с горы, как известно, имеет свойство расти. В той же Италии появились Дарио Ардженто, Лючио Фульчи, Бруно Матеи, Умберто Ленци, Серджио Мартино, Руджеро Деодато, Ламберто Бава, Ренато Ползелли, и многие другие. В Испании – Джесс Франко, Леон Климовски, Пол Нэши. Во Франции – Жан Роллен. В Германии…

В Германии жанр фильма ужасов развиваться не спешил. После падения Третьего Рейха он не был востребован по понятным причинам. Кое-где в 50-е, 60-е и 70-е конечно всплывали на свет Божий жанровые ленты как «Ужасы паучьего острова» (Ein Toter hing im Netz/Horrors of Spider Island) или «Голова» (The Head), но, опять же, никакой славы своим создателям они не приносили. И было так до тех пор, пока в 1987 году не вышла картина «НЕКРомантик» Йорга Буттгерайта, а годом позже – «Жестокое дерьмо» Андреаса Шнааса. Фильмы были сделаны на полулюбительском уровне, демонстрируя откровенные сцены в купе с льющимся через край насилием и запредельной жестокостью. Разумеется, славящееся своим строгим взглядом немецкое правительство тут же отправила обе картины в раздел запрещенных. Но, тем не менее, это было начало того, что указано в заголовке данного текста. Двое молодых парней, один из которых уже имел небольшой опыт кинопроизводства, а второй – начинавший с нуля, выпустили 2 фильма, ставших отправной точкой.

Нужно сказать, что у Шнааса последователей оказалось в разы больше чем у герра Йорга. Первый делал упор на визуальную составляющую (отталкивающее насилие, море крови, черный юмор и полный беспредел на экране – всё это было едва заметно нанизано на очень тонкую сценарную нить). Второй – делал арт хаус. Там была мысль, там был сюжет, и там была проблема. Первый вариант всегда дается проще. От него начали плясать начинающие немецкие режиссеры, творцы хоррора.

Олаф Иттенбах (Премутос, Горящая луна, Легион живых мертвецов), Тимо Розе (Трупное окоченение, Космический волк, Мутация 1-3), Андреас Бетманн (Ангел смерти 1-2, Остров Демонов, Демоническое отродье), Хайко Фиппер (Пасхальный понедельник, Комабрутальная дуэль)… тот же Шнаас (Жестокое дерьмо 1-4, Зомби 90-х, Антропофаг 2000), и многие другие, менее известные парни, и по сей день снимают подобное кино. Дешевое. Кровавое. Отталкивающее. Идущее прямиком на видео или на закрытые кинопоказы. На рубеже 80-х и 90-х они начали снимать несерьезное кино в Германии. Позже уже – это «течение» перекочевало и в Азию, и за океан.

Резюмируя, не нужно относиться к этому кино слишком серьезно – в противном случае ваше восприятие будет искажено маской с гримасой неприязни. Не для того это все снималось. Просто примите как данность. Немецкий киноандерграунд – вещь тоже уникальная (для своего времени, разумеется). Ровно настолько же, насколько, как было сказано в самом начале, итальянский хоррор стал уникальным для мирового сообщества. Просто – в гораздо меньшей степени.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us