]]>
]]>

Back to the Future 2, 1989

Back to the Future, 1985

Марти только что вернулся из прошлого, в свою, улучшенную версию настоящего, как ему надо отправляться снова - но на этот раз в будущее, где в опасности оказался его сын.

Режиссер: Роберт Земекис

В ролях: Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон, Томас Ф. Уилсон, Элизабет Шу

Те же и там же, с заменой двух актеров - да и сама история, одновременно, и новая, и неуловимо похожая - да еще и пересекающаяся с первым фильмом. Впрочем, все это, наверное, вы знаете и без меня... И все-таки, это было странное, забавное и очень "теплое" ощущение: пересматривать этот любимый с детства фильм в тот самый день, когда происходит его действие. Будущее, которое посетил Марти Макфлай вчера стало нашим настоящим - и можно было с доброй улыбкой смотреть одновременно на экран и календарь. Лично я так и сделал - незабываемое ощущение.

Забавно, что не подглядывая в титры не все догадаются, какие именно актеры были заменены. Меж тем, в фильме не вернулся Криспин Гловер: отца Марти сыграл другой актер, но в фильме были использованы кадры из первой части. Причем Гловер, не дававший на это разрешения, подал на Спилберга в суд и выиграл дело. Заменена была и Дженнифер: ее роль здесь сыграла Элизабет Шу, а не Клаудия Уэллс. Первая сцена фильма, воспроизводящая финал первой части была переснята - и даже Док говорит немного иначе, но в пылу просмотра это можно и не заметить.

и все-таки заметно, что второй фильм несколько уступает первому - в естественности, в самой ритмике повествования, в железной сцепленности элементов сценария.

В оригинальном фильме все работало на общую картину: вспомните вступление, "знакомство с героем", где все так или иначе отзовется в сюжете. Второй фильм с самого начала заставляет Дока прихватить в будущее и Дженнифер - хотя, казалось бы, он скрывает тайну Машины Времени. Более того: в сюжете она, собственно, и не нужна - разве что для сцены встречи с самой собой, но этот эпизод забавен - и совершенно не обязателен.

Второй фильм насыщен приключениями под завязку, по сути, там сюжетов: спасение сына Марти перетекает в догонялки с Бифом, который "подправил" свое положение. Причем, любопытно, что в основе сюжета - чисто киношный прием, "параллельный монтаж". Помните в финале первой части, мы видим, как Док возится на часах, а Марти разгоняется на машине, причем нам постоянно показывают то одного героя, то другого и на их пути все время возникают новые препятствия - даром, что остались считанные секунды? По сути, это и есть параллельный монтаж - причем один из лучших примеров, которые мне встречались.

Большая часть второго фильма - расширенное воспроизведение этого приема: возьмите сцену возвращения на вечеринку - у Марти остается все меньше времени, а на пути возникают все новые препятствия. Другой разговор, что в этот раз они выглядят несколько навязчивее, а потому не срабатывают так сильно.

В принципе, "мотор" сиквела, как ни странно, поменялся: в первом фильме Марти пытался исправить свой ненамеренный "косяк", он подложил "свинью" родителям, поставил под угрозу свое существование - и честно пытался вернуть мир к норме. Во втором фильме есть нюанс: у Марти возникает идея нажиться на бескорыстном изобретении, ей пользуется Биф - превращая мир в чудовищный кошмар с точки зрения Марти и его окружения. Главный герой снова пытается вернуть статус-кво, но ощущение от этой истории уже совершенно иное: возможно, потому, что попытки показать мир вокруг как своего рода антиутопию смотрятся не слишком убедительными. Опять-таки, в уютном и недешевом доме Марти живет негритянская семья - могли ли они позволить себе такой дом в "нормальной реальности" - еще вопрос. Да и начинается все с желания изменить ход истории, выручив сына Марти, что для Дока, озабоченного темпоральными парадоксами, изначально выглядит странновато и неоднозначно с моральной точки зрения.

Есть вопросы и другого плана: грим актеров, да и их игра в сцене в доме Марти в будущем выглядит неоднозначно - "старшее поколение" заметно переигрывает, впадая в такое кривлянье, что смотреть становится неудобно. В наши дни старики так не выглядят - я теперь точно знаю. Да и сама эта сцена, целиком, не слишком-то нужна сюжету. В противоположность этому сцена в доме Марти из альтернативного 1985 года - великолепно сделана и сыграна. Посмотрите _ без дубляжа, в оригинале - сцену ссоры супругов: это яростное шипение Лоррейн, злобное рычание Биффа. Более того - это не только изумительно звучит, весь эпизод буквально пропитан ощущением "истинности", в нем, в отличие от сцен с будущей семьей Марти, есть ощущение, что это живые люди, со своей жизнью, фрагмент которой мы увидели.

Все вышесказанное отнюдь не означает, что фильм плох - это по-прежнему одна из лучших картин в своем жанре и она изумительно смотрится до сих пор, но все-таки немного уступает первому фильму.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 1