Muslimgauze ‎– Satyajit Eye

18 сентября 2014 г.Просмотров: 10958RSS
Рубрики: Музыка » ОбзорыМетки: , ,
]]>
]]>

Очередной релиз проекта, который изначально появился как сборник, причем коллекционный. Заполучить его можно было, отправив лейблу по почте купон, вырезанный из оформления альбома «Hamas Arc» и чистую DAT-кассету. Было это в 1993 году. А в 2012 и 2013 году эта компиляция была перевыпущена соответственно на виниле и cd. Причем по поводу ее содержания нередко можно встретить довольно забавные заблуждения.

Amritsar 14:54

Zion Poison 6:12

Tuareg 6:06

Satyajit Eye 4:04

Dhobi 4:10

Caste 2:30

То, что вы видите выше - распечатка содержания оригинальной кассеты. На позднейших переизданиях трек-лист выглядит так:

Amritsar 0:27

Re-mix From "Vote Hezbollah" 8:58

Re-mix From "Vote Hezbollah" 0:18

Re-mix From "Vote Hezbollah" 5:29

Zion Poison 6:23

Tuareg 6:27

Satyajit Eye 4:19

Dhobi 4:27

Caste 2:48

Как не трудно заметить, сравнив этот трек-лист с альбомом ""Vote Hezbollah", на том диске были представлены пятый, шестой и седьмой трек этой компиляции - причем действительно в других версиях. А то, что обозначено как ремиксы с этого альбома, на самом деле - как раз-таки композиция Amritsar, не имеющая к "Голосуй за Хесболла" никакого отношения и почему-то разделенная на четыре части. Оставшиеся два трека - тоже новые, записанные именно для этого релиза. 

Итак, восстановив филофоническую справедливость, поговорим о самих композициях. Амритсар, давший название первой композиции, это город в индийском штате Пенджаб с населением больше миллиона человек. Это священный город сикхов, но интересе Брина Джонса (основателя Muslimgauze и единственного постоянного участника проекта) вызван, скорее всего, другими событиями. Вариантов несколько на выбор: расстрел мирной демонстрации в 1919 году, так называемая Бойня на Джаллианвала-багх (по разным оценкам - от 400 до 1000 погибших). Волнения 1947 года из-за разделения Пенджаба между Индией и Пакистаном - на мой взгляд, это наиболее вероятный источник вдохновения Брина. Тогда исламское население Амритсара было вынуждено покинуть город, а не симпатии Джонса к мусульманам общеизвестны. Впрочем, в 1984 году там проводилась знаменитая операция "Голубая звезда", направленная против боевиков-сикхов и устроенная по приказу Индиры Ганди. Террористы засели в Золотом Храме, их атаковали 6 батальонов одной только пехоты. По официальным данным погибло почти пятьсот человек внутри храма, включая женщин и детей. Неофициально назывались цифры вплоть до 10 тысяч жертв. Сама Индриа Ганди была через некоторое врея убита телохранителями-сикхами. Для Брина Джонса эти события тоже явно были любопытны, спорить сложно. 

Впрочем, в отличие от автора проекта, нас-то больше интересует музыка... Трек получился практически идеальным (ну или четыре идеальных трека, если принимать во внимание странную разбивку на cd): речевые сэмплы, бурная и многослойная перкуссия и практически дроновый фон, со своего рода бурдонным тоном. Причем, то одни, то другие компоненты уводятся на задний план, снова наплывают на слушателя. При довольно напористом ритме перкуссии, общее впечатление - едва ли не трансовое... Ближе к концу трека начинается сбивчивый, но очень заводной ритм, лично мне пришедшийся очень по вкусу. 

"Zion Poison" начинается довольно негромко, из компиляции индустриальных шумов и далекого, едва уловимого гула, из которого постпенно возникает типичная для Брина, но еще более агрессивная, чем в предыдущем треке, перкуссия и настойчивые, малоузнаваемые призвуки, среди которых есть даже обработанные звуки пения, как мне показалось. В оригинале построение заметно отличается - там фоновые звуки возникали сразу же, без индустриальных шумов, создавая большую глубину пространства. Само настроение кажется более спокойным - пока не вступает перкуссия, разумеется.  В целом, оригинал мне показался более напористым, но в ремиксе сильнее индустриальный привкус. Не рискну сказать, какая версия мне пришлась больше по вкусу.

Tuareg - начинается как вкрадчивое индустриальное произведение, в котором постепенно возникает и струнные, и ударные... Словом, по компонентам - типичный Muslimgauze, но есть в этом треке какая-то доля безумия, которая и делает его притягательным. Оригинальная версия, кстати, отличается большим перкуссионным напором, но меньшим градусом этого самого безумия, как мне показалось. Хотя крещендо в ее финале стоит того, чтобы его послушать.

Заглавный трек, Satyajit Eye, - спокойное, медитативное произведение, с "дышащими", волнообразными звуками ударных и дополняющими его шумами. Парадоксально, но впечатление получается довольно индустриальное, не смотря на спокойное, без резких переходов, звучание. Оригинальная версия трека отличалась более насыщенным и менее спокойным звуком, различались и фоновые шумы - в частности, на этом альбоме из микса пропали звуки природы.

Словом, три уже знакомые нам композиции предстали в существенно переработанном виде и слушать их достаточно интересно, даже переключаясь непосредственно между оригиналом и ремиксом. 

Две последние композиции, в каком-то смысле, образуют дилогию: они сравнительно коротки, а у Muslimgauze всегда было "долгое дыхание" - его краткие композиции чаще воспринимаются этакими зарисовками. К тому же, в них диаметрально противоположный подход к инструментовке, если можно так выразиться. 

"Дхоби" - индийская каста прачек, относящаяся к неприкасаемым и стирающая белье других каст. Встречаются они, в том числе, и в Пенджабе, которому, кажется, посвящен этот альбом. Возможно, именно им и посвящена композиция, но уверенным здесь быть сложно: ассоциации, которая музыка Брина вызывала у него самого, для меня всегда были тайной за семью печатями.  Как бы то ни было, сам по себе трек довольно интересный, с настойчивой и многослойной перкуссией, которая выходит на передний план и откровенно царит в композиции. 

Следующая и последняя, еще более краткая коспозиция Castle - напротив, построена, по большей части, на звучании некоего струнного инструмента, а перкуссия играет подчиненную роль. Как и в самом начале альбома, музыка дополнена голосами, переговаривающимися на восточных языках. В принципе, довольно уютный трек и неплохая "закрывашка" для диска, помогающая мягко выйти из его атмосферы - или, наоборот, приступить к повторному прослушиванию. 

Что касается названия альбома в целом, то "сатьяджит", как говорят, переводится "торжество правды", но, попутно, Сатьяджит Рэй - классик индийского кино, которого называют отцом индийского неореализма.

С чисто эмоциональной точки зрения - есть у проекта альбомы, которые я люблю больше. Но, с другой стороны, гоняя эту запись по кругу несколько дней подряд, я нисколько не устал от альбома.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us