Muslimgauze - Citadel
Любопытный релиз, в каком-то смысле. Никакой информации о его политической подоплеке (а у Брина Джонса без нее редко обходилось) мне найти не удалось. На обложке красуется Купол Скалы - одно из самых священных мест для мусульман. Считается, что эта мечеть построена на месте, с которого пророк Мухаммед вознесся на небо. Музыка сама по себе обладает явным арабским колоритом и довольно густыми, захватывающими звуковыми текстурами.
Citadel (5.03)
Dharam Hinduja (4.57)
Opel (6.54)
Masawi Wife & Child (7.30)
Infidel (5.14)
Shouf Balek (5.03)
Beit Nuba (6.47)
Ferdowsi (5.08)
У меня вообще особое отношение к этому альбому - это была первая запись Muslimgauze, которую я услышал, уже и не помню сколько лет назад. Тем не менее, я давненько ее не переслушивал и, в очередной раз вернувшись к альбому постарался быть беспристрастным. Но... знаете, он все равно мне чертовски нравится.
Говоря об этом альбоме, принято заявлять, что Citadel это европейские средства, примененные к восточной музыке, что он медитативный и погружает слушателя в транс, что в нем используются бунтарские голосовые сэмплы... Все это хорошо, но сейчас вы прочли приблизительное описание любого альбома Muslimgauze. Часто говорится о том, что этот альбом, по сути, эмбиент, но, знаете, ритмы некоторых треков весьма напористы, так что и эта характеристика не вполне верна: заглавный и открывающий трек альбома, к примеру, мне кажется весьма заводным. С другой стороны, вторая композиция, с ее глубоким, обволакивающим звуком действительно обладает гипнотически-успокаивающим воздействием, не смотря на бойкие ритмы перкуссии. А сразу после этих двух вещей, пронизанных восточной мелодикой, вступает тема, которую иначе как ритмик-нойзом и назвать сложно - при том, что ощущение, что мы случаем именно Muslimgauze с его арабским колоритом никуда не девается. Опять-таки, не знаю, кто такой Масави, но его жене и ребенку посвящен весьма любимый мною трек Masawi Wife & Child: это как раз и есть тот случай, когда европейские технологии используются для создания восточной атмосферы - технически это размеренный, угрожающий индустриальный марш - но то, что проходит он именно под зеленым знаменем будет очевидно, мне кажется, даже для глухого. Обратите внимание и на Beit Nuba, в котором чисто европейский, весьма дискотечный ритм миксуется на задний план, подавляется перкуссией и в результате получается парадоксально спокойная и довольно необычно звучащая композиция.
Лично для меня как раз в этом и заключается магия воздействия альбома: при всей плотности и напористости его звука, это и правда произведения способное погрузить в транс. И, при всей его несомненной для меня цельности - на диво разнообразное. Как песок в пустыне - на первый взгляд, он неподвижен и одинаков. Но это только на первый.
Существует так же странноватое переиздание в виде промо-диска, к которому прилагался еще один CD под названием Assemblage Volume One: на него вошли треки самых разных команд, включая Vidna Obmana и Shinjuku Thief. Насколько я понимаю, этот второй диск был попросту сэмплером, то есть сборником лейбла, на котором представлены лучшие группы. Самое забавное, что если верить базе discogs, то это второе издание сейчас оценивается выше - вероятно, просто тираж был меньше.
Я люблю этот альбом - со всей его индустриальной фолковостью и исламским напором, гипнотическими ритмами и глубоким звучанием. Для меня он определенно входит в число лучших релизов безмерно плодовитого Брина Джонса.