]]>
]]>

Dark Shadows: Season 1, Episode 346 - 350

Dark Shadows 1967

Вики стоит пред зеркалом, в фате - и в комнату заходят Барнабас и Джулия, уверяющие ее, что она станет невестой. "Но как же так?" - возражает она, "Ведь Барка нет здесь". И Барнабас возражает ей: "Да нет же, он здесь".

Автор идеи: Дэн Кертис

В ролях: Дэвид Форд, Александра Айлс, Кэтрин Ли Скотт, Джоан Беннетт, Джонатан Фрид

КРАЙНЕ СЕРЬЕЗНЫЕ СПОЙЛЕРЫ

И мы снова возвращаемся к вампирам, желающим стать людьми, гувернанткам, которые занимаются чем угодно, но не воспитанием подопечного и микрофонов, величественно вплывающих в кадр. Словом, в мир "Мрачных теней".

346 серия

Здесь не происходит никаких действительно важных событий, по сути, вся серия - череда разговоров (включая один довольно сильный монолог), но они интересны, помогают развивать характеры персонажей и отношения между ними и, к тому же, эту череду слов подкрепляет пара "вкусных", атмосферных деталей.

Прежде всего, запоминается здесь открывающая сцена - с Вики-невестой. Разумеется, она оказывается сном главной героини, но... Вики мимолетно и непринужденно называет Джулию Хоффман "доктором" - хотя вообще-то Вики "бодрствующая" и не подозревает, что эта женщина - врач. Эта мимолетная деталь придает сцене некоторой мистической неопределенности - хотя я допускаю, что это мог быть не продуманный намек, а просто ляп сценаристов. Как бы то ни было "работает" он в контексте истории довольно интересно.

Любопытно звучит и монолог Джулии, плавно переходящий в стычку с Вики: здесь мы видим ее эмоции, ревность одновременно и к Вики, и к Жозетт. Ну и финальный, немного прямолинейный, но все равно мощный аккорд, это цветы, которые увяли после прикосновения Барнабаса. И снова это неоднозначный момент, наводящий на размышления: с одной стороны, это просто красивый, символичный ход. А с другой - возможно, сценаристы намекают на то, что сама природа Барнабаса начинает меняться под воздействием экспериментов Джулии. Но тогда эти эксперименты, очевидно, ведут не в самом удачном направлении.

347 серия

Все похвалы прошлой серии было бы разумно увеличить еще на несколько градусов: здесь у нас не просто мощные психологические столкновения, но еще и сюжет продвигается в интригующем направлении.

Начинается эпизод с того, что Барнабас давит на Джулию, он хочет ускорить излечение - и, как я понимаю, таки заставляет ее дать себе усиленную дозу. После этого резко чувствует себя изменившимся, готовым выйти на солнце - и только после долгих уговоров доктора Хоффман решает отложить свидание на светилом еще на сутки, а заодно предложить Вике разделить с ним этот волнительный момент. Кроме шуток, Барнабас, рассуждающий о том, как он жаждет увидеть солнце - это, на данный момент, одна из лучших сцен в исполнении Фрида. Его игра здесь цепляет даже не смотря на то, что сами по себе подобные монологи стали, за истекшие годы, скорее, шаблоном жанра: подобными переживаниями делился, к примеру, Ангел у Джосса Уидона.

Далее следует и довольно любопытная сцена, в которую явно внесла свои коррективы жизнь. Доктор Джулия является, чтобы загипнотизировать Вики, но все это время пристально и внимательно смотрит в сторону. Вполне вероятно, что актриса просто забыла текст и читает его с телесуфлера, но в результате в ее игре возникает некая холодная отстраненность, вносящая свои краски в сцену. Опять-таки, она смотрит прямо в камеру - и в результате возникает ощущение, что гипнотизирует она зрителей, а не Вики. Калейдоскопический эффект, возникающий, когда героиня загипнотизирована окончательно, красиво смотрится сам по себе и вызывает некоторую оторопь: "мыльная опера" середины шестидесятых позволяет нам смотреть "глазами персонажа".

Тем временем, Хоффман уводит погруженную в транс Вики, чтобы показать той гроб, в котором спит Барнабас - и велит "Вы никогда не забудете, но и никогда не вспомните", то есть, видимо, помнить только подсознательно, но формулировка любопытна.

Ну и финал... Интригующий, но ничуть не менее странный, чем предыдущие сцены. Барнабас является, явно пряча руку, чтобы пригласить Вики встретить восход. Она, после некоторых колебаний, видимо, вызванных внушением, соглашается - и тут видит, что с рукой что-то не так. Барнабас, под спешно придуманным предлогом, убегает выражать неудовольствие лечением: его рука выглядит резко постаревшей.

Это снова корректировки, внесенные жизнью. Сцена выглядит немного странной: Барнабас ведет себя так, словно знает о проблеме с рукой, но по сюжету это явно не так. Объяснение довольно простое: руку Фрида гримировать не стали, "постаревшая" конечность принадлежала Питеру Мерфи, актеру, сыгравшему сразу несколько ролей в сериале - включая, например, "труп" Девлина в прошлом эпизоде. Но это значило, что руку самого Фрида надо скрывать от камеры - отсюда и его странное поведение в данной сцене.

Впрочем, есть в этой серии нечто даже более загадочное, чем лаборатория, полная "физических" приборов у врача. За то время, которого Джулии хватило, чтобы довести Вики до Старого Дома, показать гроб и вернуть назад, сняв гипнотическое внушение, Кэролайн успевает... выйти в соседнюю комнату и заварить кофе.

348 серия

Dark Shadows 1967

И еще одна серия-шедевр, после которой Джо Колдуэлл, сценарист, подаривший нам несколько мощнейших эпизодов, покинул сериал на несколько сот серий. А жаль - он прекрасно работал с материалом, начиная о убийства доктора Вударта до прекрасных монологов Барнабаса. В этой серии он, кстати, тоже выскажется - на этот раз о восприятии времени.

"Для большинства людей время движется медленно; так медленно. Они даже не понимают этого. Но мне время явило себя особенным образом. Время - бурный, завывающий ветер, мчащий мимо меня: состаривший меня одним неумолимым ударом и унесшийся дальше. Я спокойно сидел здесь, покорный его ярости, смотрел на его работу. Слушал. Время, вой, старение".

Но вернемся к эпизоду - начинается он со сцены, в которой мирно спящую Кэролайн внезапно будет Дэвид, решивший проверить "все ли с ней в порядке", а то ведь "люди умирают". После этого он дарит ей полученного от Сары солдатика - в качестве охранника. И, натурально, сама Сара после этого является уже и Кэролайн.

Сам по себе их разговор продвигает сюжет, но впечатляет не так сильно, как следующая сцена: разговор Дэвида с "прозревшей" Кэролайн. Мальчик понимает, что все, поверившие в его версию происходящего и пытавшиеся раскрыть тайну, гибнут - и поэтому готов выставить себя лжецом, отказаться от того, что говорил раньше, лишь бы обезопасить Кэролайн. Прекрасно написанная и сыгранная сцена...

Кроме нее, конечно, стоит упомянуть клиффхангер: Барнабас давит на Джулию, требуя исправить его неожиданное старение. Она пробует его лечить и, обернувшись, испускает страшный крик - над креслом возвышается поседевшая голова вампира. Возможно, это лучшая развязка из всех 348 серий, отсмотренных на данный момент. Забавно, кстати, что седую голову "играл" Питер Мерфи - тот же, что в прошлой серии замещал постаревшую руку Барнабаса.

349 серия

Dark Shadows 1967

Эта серия поражает своей контрастностью - начало эпизода просто блестяще, середина откровенно провисает, а финал неплох.

Итак, Барнабас, разумеется, не умер, но теперь постарели не только руки, но и все тело: он выглядит стариком, как и положено человеку его возраста. И, разумеется, недоволен этим, но у доктора Джулии есть ответ - и потрясающий. Без тени сомнений, как о чем-то само собой разумеющемся, она заявляет - процедуру надо "обратить". Причем Барнабас с ходу понимает, о чем речь. Вдумайтесь - сначала Хоффман, с помощью некоего непонятного процесса, пытается обратить вампира в человека: сперва, похоже, при помощи инъекций, потом в дело идут электрический стул и какие-то непонятные приборы. Теперь она и вовсе заявляет, что ситуацию "обратить" - явно намекая, что нужно выпить человеческой крови. Откуда женщина-врач, впервые столкнувшаяся с вампиром, может стать, как обратить вспять ее экспериментальное лечение? Более того, у нее еще и есть кандидатка в доноры - и, разумеется, это Вики. Смотреть, как доктор провоцирует Барнабаса - одно удовольствие, прекрасная сцена.

Что еще в ней прекрасно, так это грим. Чтобы состарить персонажа пригласили Дика Смита, легенду грима, работавшего с Брандо на "Крестном отце", а так же на "Изгоняющем дьявола", "Сканнерах" и многих других фильмах. Сравните, как выглядел сам Джонатан Фрид много лет спустя:

В центральной части эпизода нас ждет дежурная беседа Кэролайн и Вики, а так же сцена в местном баре, где Кэролайн рассказывает жениху о встрече с Сарой - необходимость которой для сюжета вообще не особо ясна.

Зато финал неплох: Барнабас таки поддается искушению, является ночью в комнату Вики, понимает, что таки не может на нее напасть. В это время к ней забегает на огонек Кэролайн и девушки замечают нечто ужасное - Огромную Летучую Мышь за окном.

В целом, хорошая серия, но до пиршества нескольких предыдущих не дотягивает.

350 серия

А вот это коварная серия - по началу она кажется крайне "мыльной". Причем "график качества" поменялся: теперь у нас скучноватое начало, ударная середина и неплохой, интригующий финал. Итак: Дэвид в очередной раз пытается убедить Кэролайн, что про Барнабаса он все выдумал, а значит и соваться к нему не стоит. Кэролайн, в свою очередь, рассказывает Элизабет, что видела Сару и пытается убедить ее не отсылать Дэвида, на что получает ответ, что другого выхода нет и отослать мальчонку надо обязательно. Догадайтесь, слышал ли эти слова Дэвид? Словом, эта часть серии довольно скучновата, но дальнейшее ее искупает.

Нас ждет блестящая сцена, в которой Джулия пытается снова натравить Барнабаса на Вики, а потом предлагает... себя. В качестве "лекарства от старения", не подумайте плохого - но, тем не менее, предложение шокирует даже Барнабаса. Тем не менее, он отказывается. Серьезно, это потрясающе написанная и сыгранная сцена, настоящий бенефис для Джулии Хоффман.

Ну и финал: Кэролайн решает проверить слова Дэвида, забирается в Старый Дом, обнаруживает гроб - пустой, разумеется, на дворе же ночь - и тут ее застает Джулия. Как ни странно доктор-злодейка пытается ее спугнуть, но не тут-то было: Барнабас застает красавицу-"кузину" и... кусает ее. Зрители в шоке, финальные титры - представляете, каково телезрителям было ждать следующей?

Если принять, что вампирское нападение это метафора секса - чаще всего, даже изнасилования - то мы получаем здесь сразу три любопытных шаблона: потенциальная невеста, которую отказывается насиловать даже злодей, умная, независимая жертва, которая сама готова стать "рабой" вампира и, судя по всему, как минимум отчасти, потерять индивидуальность - и, наконец, престарелый развратник, насилующий молодую родственницу. Весьма "сочно", для дневного телевидения более чем полувековой давности, не находите?

Словом, сериал на пике формы, три серии из пяти в данной подборке великолепны, в двух других есть, как минимум, ударные фрагменты. И да, для тех, кого это забавляет, как и меня: здесь у нас "бинго" - микрофон появлялся во всех пяти сериях подряд, иногда не по разу. Как-то раз мелькнула даже камера.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us