Месть (Франция)

1 июня 2018 г.Просмотров: 1638RSS
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Revenge (2017)

Revenge (2017, France)

Девушка поехала отдохнуть с женатым и богатым мужчиной в дом на отшибе, туда нагрянули его дружки, любители охоты... И если вечером она решила показать себя во всей красе, то, догадайтесь, что один из этих дружков сделает на утро?

Режиссер: Корали Фаржеа

В ролях: Матильда Анна Ингрид Лутс, Кевин Дженссенс, Винсент Колумб, Гийом Бушед

Поджанр rape and revenge в западном кино - традиция давняя, со своей классикой и своими преданными поклонниками: "Я плюю на ваши могилы" породил целую франшизу, "Последний дом слева", по сути, запустил карьеру Уэса Крейвена. Но его популярность в наши политкорректные времена несколько пошатнулась, хотя, как успешно доказал этот фильм, феминистский оттенок подобной картине придать вполне можно. Более того, можно попытаться придать ей оттенок арт-хаусности и даже провокационности.

Основа жанра, по сути, проста: некую женщину видит некая группа отморозков и решает ее изнасиловать. Групповой секс они устроят или нет, попытаются ее убить или просто бросят - это все допустимые варианты. После того, как жертва оправится - она отправляется мстить, убивая всех своих обидчиков, причем, как правило, особо изощренными способами. При внешней простоте этой фабулы, она позволила снять не один десяток вариаций на тему. Иногда, кстати, за изнасилование мстит не сама жертва, а ее родственник, в редких случаях - даже мужчина, но это уже отход от чистоты жанра.

В классических фильмах подобного рода героиня должна быть невинна - здесь же, напротив, мы сходу узнаем, что она закрутила роман с женатым и богатым "самцом", потом видим, как она ворует наркотики, а еще парой минут позднее - откровенно провоцирует другого мужика. Сделано это, на мой взгляд, по довольно очевидной причине: подобный ход позволяет мгновенно вызвать среди зрителей бурные разборки двух лагерей - "Потаскуха-сама-напросилась" и "Все-мужики-козлы-так-им-и-надо". Во избежание недоразумений отмечу две вещи: во-первых, меня НЕ интересуют обсуждения подобных ситуаций в реальности и их моральный аспект, а говорю только о фильме, как художественном произведении. Во-вторых: лично мне такой провокационный ход скорее понравился, чем нет. Недостатки этого фильма в другом.

Во-первых, и самых очевидных. Фильм ставила женщина-дебютант, она явно хотела показать, что изучала профильную литературу, а может и на курсы походила... В результате в фильме есть навязчивая метафоричность, которая, скорее, раздражает своей очевидностью, чем как-то дополняет фильм. Нам много раз показывают надкушенное яблоко, постепенно начинающее подгнивать и привлекать ос - да,да, это глубокая философия, мы поняли. Сопоставление насильника с ящерицей чисто визуально было очень смешно, но, опять-таки, подозреваю, режиссер не этого добивалась.

Второй недостаток, менее очевидный и, пожалуй, спорный - не определенность настроения фильма. Дело в том, что при подобном сюжете у вас, по сути, два варианта: "реализм" и "гротеск". Либо мы показываем правдоподобную историю о слабой женщине, которая побеждает хитростью, удачливостью и тому подобное... Либо мы уходим в явное преувеличение, когда изнасилованная женщина ведет себя так, что Рэмбо плачет от испуга и зависти, а Халк понимает, что не так уж он и силен. У "Мести" в этом плане легкая шизофрения: она подает себя, как реалистичный фильм, но на экране то и дело начинается гротеск и едва ли не сюрреализм. Судите сами: обычная девушка модельной внешности была изнасилована, сброшена с утеса на острый древесный ствол, умудрилась поджечь его, чтобы свалить, но, при этом, не обгорела сама... Она вытаскивает обломок дерева, проткнувший ей живот, потом, разрезав банку пива и нагрев ее на костре, умудряется прижечь кровоточащую дыру в животе... Мне продолжать, Рэмбо? При этом и в "реалистичной" и в "гротескной" части есть удачные сцены. В первом случае запоминается эпизод, в котором мужчина с простреленным плечом собирается стрелять - и понимает, что сделает с его раной отдача... Но все же стреляет. Потом он же вынимает у себя стекло из порезанной ноги - крупным планом, без всякой пощады, как это любят показывать в современных французских ужастиках.

При этом, у нас есть сцена финальной разборки, в которой два израненных человека кружат по дому, заливая потоками крови пол, стены и вообще все вокруг - причем, даже если человек способен пролить столько крови в принципе, мало вероятно, чтобы он мог сохранять при этом активность. Но, с другой стороны, ругать эту сцену тоже не хочется - она здорово сделана и напоминает некоторые, в хорошем смысле слова, "безумные" японские фильмы. Просто эта двойственность несколько сбивает с толку при просмотре.

В главной роли здесь снималась Матильда Анна Ингрид Лутс - в западный странах, для краткости, просто Матильда Лутс: итальянская модель и актриса, известная по итальянскому сериалу "Медичи: Повелители Флоренции" и недавнему ужастику "Звонки" - из того самого цикла про мертвую девочку. У нее подтянутое тело, его часто демонстрируют, не доходя, впрочем, до особой откровенности. При этом лично мне ее внешность не особенно понравилась, а сама актерская игра не вызвала ни особого восхищения, ни каких-то упреков.

В целом, этот фильм хорошо смотрится, в темпе развития событий особых провисов нет, так что скучать не придется. Очень хороша операторская работа, цвета и свет, музыка, на мой вкус, скорее, посредственна и, временами, сильно отвлекает. В сухом остатке, фильм все же не слишком цепляет эмоционально: героиня не вызывает особой привязанности, герои - тем более, им по штату не положено. Особого азарта в сценах противоборства нам тоже не завезли, в результате картина смотрится с отстраненным, холодноватым интересом, не слишком подходящим жанру.

Тем не менее, в целом - это очень хороший триллер по меркам современного французского кино и неплохая попытка воскресить подзабытую, но все еще привлекательную разновидность "экспло" - пусть и не в "химически чистом" виде.

Revenge (2017, France)

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us