Месть доктора Мабузе (немецкая версия)

]]>
]]>

Dr. M schlägt zu, 1972

Dr. M schlägt zu, 1972

Девушка видит, как похищают жительницу соседнего дома - но даже муж не верит ее словам. На самом деле за похищением стояли преступники, которым нужен доступ к документам, которые хранятся в институте Макдауэла. В них идет речь о создании нового супероружия, вот только эти документы оказались зашифрованы.

Режиссер: Джесс Франко

В ролях: Фред Уильямс, Джек Тейлор, Ева Штрёмберг, Ева Гарден, Бени Кардосо

Даже по меркам Франко это довольно необычный случай: то, что его картина существует в нескольких монтажных версиях - дело вполне привычное, но вот то, что эти варианты принципиально отличаются даже сюжетом - довольно необычно. Для сравнения: в другом варианте этого же фильма речь идет о неких лунных камнях, а вовсе не о чертежах.

В остальном - фильм получился не просто типичным для режиссера, его можно счесть этаким каталогом привычных мотивов и идей Джесса Франко.

Чисто теоретически, мы здесь имеем дело с продолжением цикла о докторе Мабузе, персонаже, которого сделал популярным Фриц Ланг. Насколько я понимаю, это был гениальный преступник, нечто вроде Фантомаса. Как бы то ни было, Франко подошел к делу откровенно издевательски: вне зависимости от версии фильма, главного героя практически не называют Мабузе, несколько раз выдвигаются разные версии о его подлинной личности. Более того, в лучших своих традициях, режиссер вставил в фильм сцену, не особенно нужную по сюжету, но зато уморительно смешную. Один из персонажей, человек с собакой, рассказывает, что называет своего пса Карлос, а себе забрал его кличку Султан. Это можно воспринять, как ехидный намек на недостоверность имен героев. Впрочем, Франко здесь откровенно издевается не только над Мабузе, но и над своим творчеством. Среди многочисленных перекличек (кто сказал "заимствований"?) с "Ужасным доктором Орлоффом" есть и сцена, в которой из воды вылавливают важную улику. Но, если в том фильме это было ожерелье, то теперь - женские трусики, особой пользы из которых извлечь не сумели.

Впрочем, здесь можно обнаружить переклички сразу с несколькими предыдущим фильмами. Ну, к примеру: да, здесь есть персонаж по имени доктор Орлофф, хотя и отличающийся от своих предшественников. Убитая женщина, которую утаскивают на руках, уже встречалась в фильмах об Орлоффе. Изуродованный помощник главного злодея напоминает сразу несколько фильмов Франко, а мотив контроля мыслей и армии, которую таким образом намерен создать злодей - сразу и "Карты на стол", и "Поцелуй меня, Чудовище"

Любопытно и то, что статус разных версий фильма не до конца понятен: какой из них занимался сам режиссер, которая отражает его замысел - неизвестно. Но при этом, что самое смешное, некоторые недомолвки и несшитости одной версии становятся понятнее из другой.

В целом фильм, определенно, может понравится поклонникам режиссера (они знают, на что идут) и, не исключено, довести до бешенства всех остальных. В первую очередь потому, что сюжет фильма, мягко говоря, не очевиден из того, что творится на экране, о мотивации персонажей и вообще их вменяемости говорить достаточно сложно. Если же закрыть на это глаза и понимать, что в творчестве Франко это, зачастую, "не баг, а фича", то от картины можно получить немало удовольствия - те же сцены с допросом бродяги получились прелестными. Есть отличные съемки, хорошая музыка...

Словом, для "понимающего" зрителя - крайне приятный фильм, смотреть который лично мне было довольно любопытно. Подозреваю, что пересматривать его еще увлекательнее - когда уже не ждешь от картины внятного сюжета (его здесь нет и в помине) и можешь просто наслаждаться тем, что здесь действительно есть. Отличный, насмешливый поп-культурный "капустник", который режиссер устроил на материале фильма о безумном гении. К тому же, здесь задействованы очень многие постоянные актеры Франко, что тоже не может не радовать фэна.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us