Майкл Муркок - Се человек

13 апреля 2015 г.Просмотров: 2635RSS 4
Рубрики: Книги » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Michael Moorcock - Behold the Man, 1969

Michael Moorcock - Behold the Man

Карл Глогауэр - еврей, интеллектуал и неудачник, которому выпадает шанс на экспериментальной машине времени посетить Галилею времен Христа. Но там, в исторической действительности, все оказывается не совсем так, как в Евангелиях.

Парадоксально, но как раз этот образчик Муркока и стоит прочесть в подростковом творчестве, когда подобные "эксперименты" еще могут произвести впечатление. "Смелое, шокирующее произведение", "отличный образчик "Новой волны" - захлебываются от восторга отдельные читатели. Ну, если "Се - человек" окажется для них первым произведением, построенным на подобных приемах, то восторг понять можно... Но читать надо больше, больше...

Если говорить об экспериментальности, то эта книга построенная на потоке сознания, в котором текущие события из жизни героя в Галилее перемежаются с воспоминаниями о жизни в XX веке. При этом, поскольку персонаж - тип довольно закомплексованный, то и его религиозные переживания крепко увязаны с сексуальными. Все это сверху полито модным соусом из поверхностного психоанализа. В общем, подростка, знакомого только со школьной программой, безусловно, это впечатлить может. Но на практике книга подпадает под ту же проблему, что и большая часть знакомой мне "передовой, экспериментальной" литературу: все это уже было у Джойса, причем в гораздо более интересном и мощном виде.

Другой разговор, что если вы расцениваете фантастику не как часть литературы, а как отдельное творческое "гетто", авторам которого нужно делать скидку - то, да, произведение начинает выглядеть более отважным и интересным. Применить к фантастическому роману приемы, которые дозволены только старшим и серьезным "пост-модернистским братьям" это было действительно ново в те суровые времена. Но современного читателя и это не спасает.

В довершение катастрофы перевод, который попался мне под руку, худшего желать не оставляет. При всех интеллектуальных претензиях автора, переводчик упорно твердит о том, что герой изучает Джанга - под псевдонимом которого прячется, разумеется, Юнг, Карл-Густав. Не понять отсылки, притом, что в тексте есть даже упоминания отдельных произведений знаменитого психоаналитика - это надо хорошо постараться. Есть и еще какие-то фактические ошибки, столь же смешные - в частности, с названиями общеизвестных палестинских городов. Как вам понравится загадочный Джерихо? Впрочем, мысленно пожать плечами и заменить его на Иерихон не так уж сложно. Более того - сложно сказать, какая именно версия мне досталась: повесть или роман, но в любом случае - текст это очень небольшой.

Что касается фантастического элемента как такового, то он не выдерживает критики, на мой непросвещенный вкус. Альтернативный взгляд на зарождение христианства? Да бросьте: оказывается Мария была потаскухой, Христос родился полоумным, а потому главному герою, напрягая слабую память, пришлось занять его место и пройти предписанный путь, от первых притч и до распятия, которое он сам же и спровоцировал, "чтобы все было как в истории".

Во-первых, подобный "революционный" на библейских персонажей смахивает на книги из серии "Библиотека атеиста", во множестве выходившие в СССР - причем некоторые из них были на порядок остроумнее, хотя бы в этом отношении. Во-вторых, с точки зрения поклонника альтернативной истории эта книга тоже довольно скучна: нет ощущения "сопромата", герою потрясающе легко удается свернуть историю на тот путь, который он и выбрал. Ненадолго просыпается интерес разве что при упоминании о провокации, задуманной Пилатом, но этой сюжетной линии внимание толком не уделяется.

Для поклонников автора стоит отметить, что тот же персонаж появляется в цикле "Танцоры на краю времени", где так же, упоминается и похожая модель машины времени (сфера, заполненная молочной жидкостью). Более того, у этого романа есть непрямое продолжение под названием "Завтрак на руинах" - не смотря на предсказуемую смерть героя в финале "Се, человек". Объяснение этому можно найти в цикле "Танцоры на краю времени": там упоминается "эффект Морфейла" - путешественник во времени, погибший в прошлом, принудительно возвращается обратно самой тканью времени, так как время пытается избежать парадоксов. При этом есть возможность, что он вернется в точку отправки, а затеряется в прошлом.

В любом случае - на личной мой взгляд, это не самое интересное произведение Муркока: как раз его "коммерческие" фэнтези я с годами начинаю ценить выше, чем подобные "эксперименты". Рекомендовать его могу разве что комплетистам автора или темы - хотя, в последнем случае, есть много более интересных произведений: от "Евангелия от Матфея" гениального Пазолини до романа "Царь Иисус" Роберта Грэйвза, действительно любопытной альтернативной версии евангельских событий.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Комментариев: 4