Lou Reed – Metal Machine Music
Решение прослушать этот альбом было весьма неожиданным: я даже временно утаю причины, по которым я за него взялся. Неожиданнее было только одно: мне эта запись понравилась, даром, что к фигуре Лу Рида я всегда относился несколько настороженно. Достаточно сказать, что его тексты - едва ли не единственные на моей памяти, которые я отказался переводить: мне это показалось слишком скучным. С другой стороны, на этом его альбоме текстов нет и в помине - возможно, потому он мне так и понравился.
Metal Machine Music A-1 16:01
Metal Machine Music A-2 16:01
Metal Machine Music A-3 16:01
Metal Machine Music A-4 16:01
Лестер Бангс, журналист "Роллинг Стоунс" и поклонник Уильяма Берроуза, посвятил этому альбому статью "Величайший когда-либо записанный альбом". С этим определением он, конечно, погорячился, хотя для тех лет... Вполне возможно, да: даже до Throbbing Gristle оставалась еще пара лет. При этом сам журналист ставит неглупые вопросы, которые станут ключевыми для эстетики industrial - ну и до сих пор дают пищу для размышлений.
"Я понимаю, что любой идиот с оборудованием мог бы сделать этот альбом, включая меня, тебя или Лу. Это одна из причин, по которой он мне так сильно нравится... однажды, даст бог, я запишу свою собственную "Музыку металлических машин". Это фолк-музыка, в любом случае.
Когда утром вы просыпаетесь с худшим похмельем в своей жизни, то этот альбом - лучшее лекарство... оно не только вымоет весь мусор из головы, но и подготовит вас к остатку дня".
На самом деле, рациональное зерно в его словах есть: музыкой такого рода я частенько лечил себе головную боль - 15 минут Masonna и потрясенный организм на всякий случай успокаивается, опасаясь, что дальше будет только хуже. Что делать, с конца семидесятых мы стали выносливее по отношению к музыке - и произведение Лу Рида уже не кажется таким уж страшным.
Да и вообще, статью эту стоит почитать: она бойко написана, очень забавна и включает в себя кое-какие интересные идеи. К примеру, автор говорит о так называемой "бездушности" музыки - и о том, что попса того времени - в качестве примера которой был назван Элтон Джон - ничуть не менее, а то и более "механистична".
По сути, "механистична" музыка альбома только в одном смысле: есть некоторая вероятность, что настроив свои инструменты на фидбек, Лу Рид не особенно влиял на то, что происходило дальше - он мог просто фиксировать звучание, но при этом не контролировать его. В каком-то смысле можно посчитать, что созданные таким образом записи не являются "музыкальным творчеством" как таковым, но... Тогда возникает вопрос, а можно ли считать творчеством произведения сюрреалистов, то же "автоматическое письмо", например? На мой взгляд, границы понятия "творчество", определить не проще, чем разграничить понятие "церковь" и "секта". Более того, возвращаясь к альбому Лу Рида и другим образчикам подобного творчества: вряд ли кто-то сможет точно определить спонтанно сделанную запись случайно возникающих фидбеков - и запись, которая была тщательно создана в соответствии с определенным замыслом. Фидбек - он и есть фидбек, для непосвященного уха.
С моей точки зрения меломана, альбом получился довольно любопытным. Да, в нем нет структуры - или, во всяком случае, она не улавливается. Нет мелодии, нет никаких привычных рок-атрибутов.... Зато есть фактура звучания, временами - достаточно интересная и плотная, запись достаточно разнообразная, чтобы скучать не пришлось. Словом, лично я с удовольствием прослушал этот альбом и, вероятно, еще буду возвращаться к нему время от времени. А критики... ну да, они отделались дежурными фразами о невыносимости этой музыки... Бросьте, любезные, это вы еще Whitehouse не слышали. Хотя... единственное, в чем я точно уверен - "Музыка металлических машин" в варианте Die Krupps мне нравится гораздо больше.