]]>
]]>

 Werewolf of London, 1935

Английского ученого, искавшего в Тибете редкий цветок, укусил оборотень. Вернувшись на родину, наш ботаник обнаружил, что в полнолуние превращается в жаждущего крови зверя. 

Режиссер:  Стюарт Уолкер

В ролях: Генри Халл, Уорнер Оланд, Валери Хобсон, Лестер Мэтьюз, Лоуренс Грант, Спринг Байинтон, Кларк Уильямс, Дж. М. Кэрриган, Шарлотта Гранивиль’Дэнни’, Этель Гриффиз

Это первый сохранившийся фильм об оборотнях, и многие ставят его выше, чем классический "Человек-волк" (1941) с Лоном Чейни-младшим. Я бы сказал, что эти фильмы слишком разные, чтобы их сравнивать. Если шедевр с Чейни напоминает волшебную сказку и проникнут густой, мистической атмосферой, то "Лондонский оборотень", на мой взгляд, можно отнести к научной фантастике.

В самом деле, ликантропия здесь, скорее, вирус: он передается при помощи укуса (очевидно, заражая кровь жертвы), активизируется на несколько ночей в месяц и лечится при помощи одного и только одного растения - того самого, который главный герой искал в Тибете.  То, что герой под действием этого вируса становится агрессивным - тоже вполне вписывается в научно-фантастические каноны. 

Создатели внесли в мифологию оборотня и парочку собственных  изменений: во-первых, оборотень в фильме не превращается в волка, а всего лишь приобретает звериные черты: клыки, резкое возрастание волосяного покрова, некоторое изменение центра тяжести. При этом герой остается прямоходящим и, в целом, антропоморфным, более того - разум его, похоже, остается человеческим: он запросто пользуется дверными ручками, способен пробиться в запертое помещение. Второе и важное изменение: с особой страстью оборотень охотится именно на тех, кого сильнее всего любит. Кстати, это тоже вписывается в "вирусную теорию": видимо, в больном мозгу меняют знак эмоциональные связи. 

Грим чудовища выполнен неплохо, хотя полной трансформации нам, конечно, не показали: к примеру, герой проходит мимо колонн и, каждый раз, выходя на свет, он демонстрирует все большее превращение в зверя. Поработал над его внешностью легендарный Джек Пирс, ведущий гример фильмов ужасов того времени. Он же поработает и над "Человеком-волком" - более того, грим, знакомый нам по фильму с Чейни-младшим, первоначально был разработан именно для "Лондонского оборотня". Просто Генри Халл не захотел проводить долгие часы в гримерной - и потребовал менее трудоемкого грима. 

Что касается самого фильма, то как и многие картины той эпохи, он уделяет гораздо больше внимания психологии героев и их отношениям, нежели сенсационным подробностям похождений оборотня. И в этом - большое достоинство фильма. Проследите линию главного героя и его жены, к примеру: он любит ее, но знает, что сменив облик - первым делом нападет именно на любимую. А тут еще она встречает друга детства, человека, который когда-то сделал ей предложение. И муж вынужден провоцировать жену на частые встречи с ее поклонником, временами ему приходиться даже грубить любимой... То есть, мы переживаем за героя не потому, что он превращается в оборотня -  сама по себе эта способность не вызвала бы особого сопереживания - а из-за человеческой трагедии, к которой приводит ликантропия. Это и есть та "цепляющая" черта, которую, на мой взгляд, утратили многие современные фильмы ужасов.

Кстати, хотя об этом сложно догадаться во время просмотра, но Генри Халл, сыгравший главную роль, на 27 лет старше, чем Валери Хобсон, которая играет его жену. Кстати, в "Лондонском оборотне" она уже второй раз играла жену главного героя фильма ужасов - если помните, то в "Невесте Франкенштейна" она получила роль Элизабет. 

В общем, не смотря на то, что современному зрителю здесь пугаться совершенно нечему, фильм остается одним из лучших хорроров своей эпохи  и за прошедшие годы нисколько не устарел. 

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us